Обзор LP Andre Previn And His Pals "West Side Story"





Здравствуйте! Сегодня речь пойдёт о пластинке под названием «West Side Story», записанной в 1959 году  музыкантами джазового трио Andre Previn and His Pals.
На фото японское переиздание 1975 года, а первый раз релиз вышел в 1960 на лейбле“Contemporary Records”, о котором стоит рассказать поподробнее.

Американский джазовый лейбл Contemporary” был основан в 1951 году  в Лос Анджелесе известным голливудским сценаристом и кинопродюсером Lester Koenig, и с самого начала фирма стала специализироваться на стиле "West Coast Jazz". Собственно, на Contemporary и делали свои первые записи многие родоначальники этого стиля – Barney Kessel, Art Pepper, Shelly Manne, Chet Baker. Со временем каталог компании пополнился пластинками  таких выдающихся, но при этом и совершенно разных по стилю музыкантов, как Ornette ColemanArt Farmer, Sonny Rollins, Benny Golson. Благодаря этому «Contemporary» заслуженно вошёл в число лучших джазовых лейблов 50- 60 годов.

Придавая огромное значение качеству звука, Lester Koenig пригласил на свой лейбл практически всех лучших на то время специалистов  в области звукозаписи, которые создали совершенно уникальные технологии переноса звука на носители. Были разработаны собственные аппараты для нарезки матриц, максимально короткие тракты прохождения звука, использовались  трофейные немецкие микрофоны и тому подобные вещи ( Лихницкий бы одобрил). В результате, продукцию «Contemporary» отличал очень чистый, чёткий, объёмный и  сбалансированный саунд, который крайне тяжело сохранить на переизданиях, и, к сожалению, видимо уже  нереально  воссоздать в наше время. 

В 1977 основатель фирмы умер, и в течение последующих семи лет её возглавлял его сын, подписавший на «Contemporary» представителей нового поколения джазменов – Chico Freeman, George Cables, Peter Erskine и т. д. Ну, а в 1984 году славная история лейбла закончилась — его поглотил крупный холдинг в лице «Fantasy Records».


 Вернёмся к предмету нашего обзора. Я подозреваю, что название пластинки многим знакомо – кому-то по знаменитому (получившему аж 10 Оскаров) фильму 1961 года, кому-то по одноимённым релизам других музыкантов (например Oscar Peterson). Ведь изначально“West Side Story” – это мюзикл знаменитого американского композитора и дирижёра Leonard Bernstein, написанный им в 1957 году  и по сюжету являющийся ремейком шекспировской « Ромео и Джульетты» (правда всё действие с типично американской непосредственностью перенесено из средневековой  Италии в  Нью-Йорк 50-х). Сразу же став суперпопулярными, темы из “West Side Story” вошли в репертуар большого количества джазовых (и не только) музыкантов.

Вот и на этой пластинке, классическое джазовое трио– ф-но, контрабас и барабаны, исполняет 8 из 11 входящих в оригинальную версию мюзикла тем.

 Лидером Andre Previn and His Pals является пианист, дирижёр и композитор Andre Previn – очень необычная фигура не только на американской, но и на мировой джазовой сцене. Родившийся в 1929 году в Берлине, а с начала 40-х живущий в СШАPrevin получил мировую известность ( и десяток Грэмми), прежде всего как исполнитель академической музыки и дирижёр крупнейших мировых симфонических оркестров ( в данный момент он руководит филармоническим оркестром города Осло ).

При всём при этом, Andre– прекрасный  джазовый  пианист, один из патриархов джазовой сцены. Он начинал играть ещё в сороковых годах прошлого века, с тех пор записал не один десяток пластинок, многие из которых стали джазовой классикой. Интересно, что обладая и хорошим опытом работы и глубокими познаниями в академической музыке, Andre Previn сумел избежать модных в одно время  игр в "третье течение"- попыток создать новую музыку из синтеза классики и джаза, вместо этого продолжая исполнять  «традиционный» джаз.

Благодаря  тому, что классическая техника игры на ф-но и академический подход к  развитию музыкального  материала  сочетается у Previn с драйвовой, свинговой манерой исполнения - пианиста крайне нелегко отнести к какому- либо конкретному джазовому стилю. Единственно, что не вызывает сомнений, так это то, что выпустив в 50-е множество знаковых пластинок на «Contemporary» ( а для этого ему, между прочим,  каждый раз приходилось брать отпуск на  основной работе - дирижёра и аранжировщика на киностудии MGM ), Andre Previn стал одним из родоначальников стиля "West Coast".


Ещё два участника трио – контрабасист Red Mitchell и барабанщик Shelly Manne, являются (как и AndrePrevin) настоящими джазовыми легендами. Они также стояли у истоков "West Coast"  и переиграли за свою карьеру с самыми разными джазовыми (и не только) музыкантами (например, барабаны Manne можно услышать на одной из моих самых любимых пластинок Tom Waits - альбоме “Foreign Affairs”).

Мы обязательно поговорим более подробно о каждом из этих музыкантов в обзорах их сольных LP ( а они, поверьте мне, того стоят), а сейчас лишь хочу сказать, что Shelly Manne  является пожалуй моим самым любимым барабанщиком, а Red Mitchell – одним из самых интересных для меня контрабасистов.

 Хорошо помню своё первое впечатление от этой записи – сначала я послушал одну пластинку (не буду сегодня её называть - скажу лишь, что это был известный релиз известного лейбла), на которой  трио из очень сильных музыкантов исполняло классические джазовые стандарты. Поставив следом West Side Story”,  я ожидал услышать что-то похожее и сказать, что я был удивлён – это значит, ничего не сказать. Было ощущение, как будто из ушей вынули ватные затычки –так меня потрясла  поразительная ясность и глубина, причём не только звука, но и, что главное, музыкальной мысли.

Сейчас, я бы так сформулировал свои тогдашние ощущения:

–во-первых, это чистое и точное звукоизвлечение – ни одной лишней или смазанной ноты даже в сольных импровизациях, причём у всех трёх музыкантов, и  всё это с изрядной порцией драйва и свинга.

 - во вторых - полностью отсутствует ощущение некоторой  «лоскутности»  музыки - разрыва между теми фрагментами, что были сыграны музыкантами близко к авторской партитуре и их импровизационными частями, нередко возникающее у меня при прослушивании джазовых стандартов.  На этом же LP каждая из 8 пьес воспринимается  как единое целое, как будто именно в таком виде они и были написаны Leonard Bernstein.

 - ну, и в-третьих - великолепное звучание  самой пластинки. До этого момента  я был твёрдо уверен в том, что только великий Rudy Van Gelder на великом BlueNoteумеет делать правильный звук (что лишний раз подчёркивает микроскопичность моих знаний в те годы).


Так что, это тот случай, когда по совокупности достоинств, пластинке можно (как это делали в СССР) ставить   "Знак Качества" - поэтому мой рейтинг сегодня будет простым:

музыка5,
звук5,
оформление -5,
и наконец доступность (сегодня на аукционе 22 предложения от 12 до 260 у.е.).

И в заключении хочу сказать, что  “West Side Story”   это просто отличная джазовая пластинка, к которой я часто возвращаюсь (особенно, когда переслушаю всякую заумь, вроде или Albert Ayler или Cecil Taylor), и, которая, как мне кажется, будет интересна очень многим, вне зависимости от их музыкальных предпочтений.

Ну вот и всё на сегодня - читайте и смотрите мои обзоры. А главное - слушайте джаз.

Ссылка на видеообзор https://youtu.be/YdqTkwQMFw8

Комментарии