Обзор LP Avishai Cohen Trio “Gently Disturbed”
Всем здравствуйте! В
моём сегодняшнем обзоре речь пойдёт о пластинке трио Avishai Cohen под названием “Gently Disturbed”. Она была записана музыкантами в 2007 и вышла на виниле в 2010 году на небольшом (но зато независимом) лейбле из Нью-Йорка Razdaz Recordz.
К своему стыду, первый раз я услышал Avishai Cohen сравнительно недавно – лет восемь назад, когда он уже давно
был всемирно известным музыкантом. Мы
собрались тогда весёлой, шумной и
многонациональной компанией у нашего общего друга Николая
в небольшом крымском посёлке, лежащим на склоне между морем и горой
Ат-Баш. И пока народ накрывал в саду столы и занимался
шашлыками, мы с хозяином зашли в дом поговорить
о каких-то своих делах.
Николай был
личностью неординарной, творческой и во многом противоречивой и, подстать хозяину, было его весьма необычное жилище. Довольно аскетичная и даже спартанская обстановка
сочеталась в нём с хорошим ноутбуком, неплохой аудиоаппаратурой и спутниковым
ресивером с большой плазменной панелью, на которой в режиме нон-стоп шёл
небезызвестный канал Mezzo.
И так уж случилось, что во время нашей (без сомнения очень
содержательной) беседы по этому каналу шёл концерт какого-то джазового квинтета во главе с совершенно неизвестным нам контрабасистом.
Происходившее на сцене оказалось очень интересным – контрабасист время от времени менялся местами
с пианистом и даже неплохо пел, музыка и аранжировки были весьма необычны для джаза, и было заметно, что сами музыканты получают от происходящего огромное удовольствие.
В общем, на ближайший час мы с Колей практически пропали для общества. Из финальных титров выяснилось, что фронтмена зовут Avishai Cohen, и ко всему прочему он также является
автором всей прозвучавшей музыки. Не
прошло и месяца, как этот концерт уже был у меня на CD и DVD, и с тех пор я стараюсь не пропускать ни одного нового
релиза, выпущенного Avishai.
Биография этого замечательного
джазового композитора, контрабасиста,
пианиста и вокалиста – яркий пример
того, как упорство и целеустремлённость, помноженные на талант и огромное
желание стать джазовым музыкантом, обязательно принесут свои плоды.
Родившись в 1970
году в одном из маленьких израильских кибуцев (по нашему - наверное совхозов) и
довольно поздно (лишь в 9 лет) начав осваивать фортепиано, к концу 90-х Cohen уже не без оснований считался одним из самых интересных
и талантливых музыкантов своего поколения.
Ещё подростком, открыв для себя творчество культового джазового басиста Jaco Pastorius, Avishai Cohen параллельно
с фортепиано начинает самостоятельно изучать бас-гитару, а позже, в иерусалимской высшей школе
искусств уже целенаправленно занимается преимущественно контрабасом.
Отслужив два года в израильской армии, Avishai в 1992 году оказывается
в Нью-Йорке - без денег, без связей, без знакомств. Чтобы
заработать себе на жизнь, Cohen устраивается
сначала грузчиком, затем строителем,
но при этом не упускает ни одной возможности поиграть на джем-сейшенах с
местными музыкантами или поработать
сайдменом в студии.
Наконец, в 1997 контрабасисту поступило предложение
от самого Chick Corea - сначала на запись сольного
альбома на принадлежащем знаменитому музыканту лейбле Stretch Records, а затем и на совместную
работу. Так на целых 6 лет Avishai Cohen становится едва ли не самым важным участником проектов пианиста (не забывая при этом регулярно выпускать
и свои пластинки).
На сегодняшний день Avishai Cohen безусловно один из самых заметных и востребованных джазовых
музыкантов – число и разнообразие его проектов поражает. Это и выступления со своим трио, и дуэты с пианистами, и работа со струнными
квартетами и симфоническими оркестрами, и записи фьюжн-пластинок.
Теперь уже Avishai сам активно помогает многим начинающим музыкантам, не только привлекая их
к участию в своих работах, но и выпуская
дебютные альбомы молодых исполнителей на
созданном в 2003 году
собственном лейбле Razdaz Recordz.
И ярким тому
примером служат биографии ещё двух участников записи этой пластинки.
Родившийся в 1980
году в Нью-Джерси барабанщик Mark Guiliana, получил
признание как раз благодаря своей работе с Avishai Cohen с 2003 по 2008 годы.
Бесценный
опыт и знакомство с музыкальными традициями разных стран, полученные за эти годы, несомненно помогли Guiliana стать
практически культовым персонажем. Ведь
сегодня Mark не
только замечательный музыкант, но и композитор, педагог, продюсер и лидер
собственных проектов.
И своей игрой на “Gently Disturbed” барабанщик
подтверждает обоснованность многочисленных
комплиментов в свой адрес, на которые не скупятся музыкальные
критики и журналисты. Mark Guiliana отлично справляется с непростыми подчас ритмическими рисунками
пьес Cohen,
тонко и изящно их обыгрывая, но при этом в любой момент может выдать ураганную
динамику и напор (послушайте, например, его игру на композиции The Ever Evolving Etude).
Пианисту Shai Maestro на момент записи альбома едва
исполнилось 20, но к тому времени он
был уже достаточно опытным музыкантом. С
раннего детства серьёзно занимаясь классическим фортепиано, в
девятилетнем возрасте Shai случайно услышал пластинку “Oscar
Peterson Plays the George Gershwin Songbook”, и это событие перевернуло
жизнь мальчика.
В результате, в 15 лет
Maestro побеждает на
национальном израильском джазовом
конкурсе и на следующий год выигрывает стипендию на учёбу в музыкальном колледже Беркли.
Через некоторое время пианист получает выгодные предложения
на дальнейшую учёбу и работу в США, но
вместо этого становится участником трио Avishai Cohen. “Быть частью группы
Avishai – самая лучшая
школа на которую я только мог
надеяться” – сказал пианист в одном из интервью.
В 2011 году Shai Maestro покинул Avishai Cohen Trio, что бы начать свою собственную
карьеру в качестве лидера группы. Сейчас
пианист живёт в Нью-Йорке и, помимо работы со своим трио,
сотрудничает с десятками первоклассных музыкантах в самых разных проектах.
На мой взгляд, большинство современных джазовых фортепианных
трио объединяет один момент – с лёгкой руки
Esbjörn Svensson Trio и The Bad Plus, они, по меткому выражению одного
из критиков, играют джаз так, как будто это рок. Но к трио Avishai Cohen это
явно не относится – я бы скорее сравнил
то, что они делают с творчеством Bill Evans времён его работы со Scott La Faro. Такая же красивая, сложноорганизованная и очень тонко
сыгранная музыка.
Вообще, игра Shai Maestro –
интеллигентная, виртуозная и лиричная – как нельзя кстати подходит манере исполнения самого Avishai . Контрабасист никогда не
выставляет на показ свою незаурядную технику, она используется только там, где
это необходимо, да и написанные им пьесы как будто специально созданы для сложнейших дуэтов пианино и баса.
Но так как на дворе 21 век, то музыканты играют ещё и очень
точно, чётко и временами даже жёстко -они ни на секунду не расслабляются сами и
не дают это сделать слушателям.
Послушайте такие пьесы как “Chutzpan”или “Eleven Wives” – постоянные смены ритма, динамические контрасты, головокружительно сыгранные сложнейшие
рефрены. В общем - буря и натиск.
На русскоязычных форумах посвящённых аудиоаппаратуре принято
считать, что если какой-то компонент (усилитель, акустика и т.д) мягко говоря
«не очень», то из всех музыкальных жанров он подойдёт только под “джазок” – дескать, а какие там
требования к аппарату – лишь бы мурлыкало что-то, да и ладно.
Пошло это с незапамятных уже времён с подачи какого-то
идиота, и до сих пор с умным видом транслируется к месту и не к месту большим
количеством всяких даун…( в смысле форумных гуру). Сдаётся мне,
что они или действительно думают, что
весь джаз похож на “April in Paris” в
исполнении Ella &
Louis, или (что скорее всего) ничего из джаза никогда и не
слышали.
Так вот, я бы очень
рекомендовал этим деятелям послушать у себя дома какую-нибудь вещь с этой пластинки – да хотя бы ту же “Chutzpan”, и если их супер-пупер
Хай –Энд сумеет передать весь драйв и
напор этой темы и не свалит в кучу
басовую партию – поздравляю, у них действительно хорошая аппаратура.
Собственно,
даже если что-то не срослось –например бас порой какой-то размазанный и не всегда
поспевает за пианино, в рефренах какая-то каша и т.д, то это тоже не страшно –
главное ведь чтобы Metallica с Dire Straits хорошо звучали.
Но вернёмся к нашему обзору – по умению органично
смешивать в своём творчестве современный
джаз, европейский академический авангард и ближневосточную музыкальную культуру
я бы сравнил Avishai Cohen со знаменитым ливанцем Rabih Abou-Khalil.
Только играет Cohen на более традиционном
джазовом инструменте, мотивы в
своей музыке использует не
арабские, а еврейские и латинские, да и принадлежит к гораздо более молодому
поколению музыкантов.
Так что творчество Cohen нельзя причислить к
какому-то одному стилю или жанру – джаз, классику, народные традиции разных стран и современную
музыку Avishai использует
в самых невероятных сочетаниях. Поэтому мне трудно выделить какой-то из
его альбомов – все они по своему интересны и любой из них я охотно рекомендую к
прослушиванию.
Ну и в заключении мой традиционный рейтинг:
Музыка -5
(действительно, замечательный по содержанию альбом – все 8 сыгранных на нём пьес однозначные хиты).
Звук – 4 (мне не
очень нравится как звучат релизы Razdaz Recordz – но с
другой стороны, где ж на всех Rudy Van Gelder набрать).
Оформление – 5
(если абстрагироваться от качества материалов)
Доступность – 5
(на аукционах я нашёл полтора десятка предложений от 12 до 25у.е)
Вот и всё на сегодня, читайте и смотрите мои обзоры, и
слушайте джаз.
Ссылка на видеообзор https://youtu.be/tyoqxoNnGrc
Ссылка на видеообзор https://youtu.be/tyoqxoNnGrc
Комментарии
Отправить комментарий