Обзор LP Avishai Cohen Trio “Gently Disturbed”


Всем  здравствуйте! В моём сегодняшнем обзоре речь пойдёт о пластинке трио  Avishai Cohen под названием Gently  Disturbed”. Она  была  записана  музыкантами в 2007 и вышла  на виниле в 2010 году на небольшом  (но зато независимом) лейбле из Нью-Йорка  Razdaz Recordz.

К своему стыду, первый раз я услышал  Avishai Cohen сравнительно недавно – лет восемь назад, когда он уже давно был всемирно известным музыкантом.  Мы собрались тогда весёлой, шумной  и многонациональной компанией у нашего общего друга  Николая  в небольшом  крымском посёлке, лежащим на склоне  между  морем и горой  Ат-Баш.  И пока народ накрывал в саду столы и занимался шашлыками, мы  с хозяином зашли в дом поговорить о каких-то своих делах.

Николай был личностью неординарной, творческой и во многом противоречивой и,  подстать хозяину, было  его весьма необычное  жилище.  Довольно аскетичная и даже спартанская обстановка сочеталась в нём с хорошим ноутбуком, неплохой аудиоаппаратурой и спутниковым ресивером с большой плазменной панелью, на которой в режиме нон-стоп шёл небезызвестный канал Mezzo.

И так уж случилось, что во время нашей (без сомнения очень содержательной) беседы по этому каналу шёл  концерт какого-то джазового квинтета  во главе с совершенно неизвестным нам контрабасистом. Происходившее на сцене оказалось очень интересным –  контрабасист время от времени менялся местами с пианистом и даже неплохо пел, музыка и аранжировки были весьма необычны  для джаза, и было заметно,  что сами музыканты получают  от происходящего огромное удовольствие.

В общем, на ближайший час мы с Колей практически пропали для общества. Из финальных титров выяснилось, что  фронтмена зовут Avishai Cohen, и ко всему прочему он также является автором всей прозвучавшей музыки.  Не прошло и месяца, как этот концерт уже был у меня на CD и DVD, и с тех пор  я стараюсь не пропускать ни одного нового релиза, выпущенного Avishai.

Биография  этого замечательного джазового  композитора, контрабасиста, пианиста и вокалиста яркий пример того, как упорство и целеустремлённость, помноженные на талант и огромное желание стать джазовым музыкантом, обязательно принесут свои плоды.

Родившись в 1970 году в одном из маленьких израильских кибуцев (по нашему - наверное совхозов) и довольно поздно (лишь в 9 лет)  начав осваивать фортепиано, к концу 90-х Cohen уже не без оснований считался одним из самых интересных и талантливых музыкантов своего поколения.

Ещё подростком, открыв для себя творчество культового  джазового басиста Jaco Pastorius, Avishai Cohen параллельно с фортепиано начинает самостоятельно изучать бас-гитару, а позже, в иерусалимской высшей школе искусств уже целенаправленно занимается  преимущественно контрабасом.

Отслужив два года в израильской армии, Avishai в 1992 году оказывается в Нью-Йорке  - без денег, без связей, без знакомств. Чтобы заработать себе на жизнь, Cohen устраивается сначала грузчиком, затем строителем, но при этом не упускает ни одной возможности  поиграть на джем-сейшенах  с  местными  музыкантами или поработать сайдменом  в студии.

Наконец, в 1997 контрабасисту поступило предложение от самого Chick Corea - сначала на запись сольного альбома на принадлежащем знаменитому музыканту лейбле Stretch Records, а затем и на совместную работу. Так на целых 6 лет Avishai Cohen становится едва ли не самым важным участником проектов  пианиста (не забывая при этом регулярно выпускать и свои пластинки).

На сегодняшний день  Avishai Cohen безусловно один из самых заметных и востребованных джазовых музыкантов – число и разнообразие его проектов  поражает. Это и выступления со своим  трио, и дуэты с пианистами, и работа со струнными квартетами и симфоническими оркестрами, и записи фьюжн-пластинок. 

Теперь уже Avishai сам активно помогает многим  начинающим музыкантам, не только привлекая их к участию  в своих работах, но и выпуская  дебютные альбомы молодых исполнителей на созданном в 2003 году собственном  лейбле  Razdaz Recordz.

 И ярким  тому примером служат биографии ещё двух участников записи этой пластинки.

Родившийся в 1980 году в Нью-Джерси барабанщик Mark Guiliana, получил признание как раз благодаря своей работе с Avishai Cohen с 2003 по 2008 годы. 

Бесценный опыт и знакомство с музыкальными традициями разных стран, полученные  за эти годы, несомненно помогли  Guiliana стать практически культовым персонажем.  Ведь сегодня Mark не только замечательный музыкант, но и композитор, педагог, продюсер и лидер собственных проектов.

И своей игрой на Gently Disturbedбарабанщик подтверждает обоснованность многочисленных  комплиментов в свой адрес, на которые не скупятся  музыкальные  критики и журналисты. Mark Guiliana отлично справляется с  непростыми подчас ритмическими рисунками пьес  Cohen, тонко и изящно их обыгрывая, но при этом в любой момент может выдать ураганную динамику и напор (послушайте, например, его игру на композиции The Ever Evolving Etude).

Пианисту Shai Maestro на момент записи альбома едва исполнилось 20, но к тому времени он был уже достаточно опытным музыкантом. С  раннего детства серьёзно занимаясь классическим фортепиано, в девятилетнем  возрасте  Shai  случайно услышал пластинку  “Oscar Peterson Plays the George Gershwin Songbook”, и это событие перевернуло жизнь мальчика. 

 В результате, в  15 лет Maestro побеждает на национальном  израильском  джазовом  конкурсе и на следующий год выигрывает стипендию на учёбу в музыкальном  колледже Беркли. Через  некоторое  время пианист получает выгодные предложения на дальнейшую учёбу и работу в США, но вместо этого становится участником  трио  Avishai Cohen. “Быть частью группы  Avishai –  самая лучшая  школа на которую  я только мог надеяться” – сказал пианист в одном из интервью.

В 2011 году Shai Maestro покинул  Avishai Cohen Trio, что бы начать свою собственную карьеру в качестве лидера группы. Сейчас  пианист живёт в Нью-Йорке  и, помимо работы со своим трио, сотрудничает  с  десятками первоклассных  музыкантах в самых разных проектах.

На мой взгляд, большинство современных джазовых фортепианных трио объединяет один момент – с лёгкой руки  Esbjörn Svensson Trio  и  The Bad Plus, они, по меткому выражению одного из критиков,  играют джаз так,  как будто это рок. Но к трио Avishai Cohen это явно не относится  – я бы скорее сравнил то, что они делают с творчеством    Bill Evans времён его работы со Scott La Faro. Такая же красивая, сложноорганизованная и очень тонко сыгранная музыка.

 Вообще, игра Shai Maestro – интеллигентная, виртуозная и лиричная – как нельзя кстати подходит  манере исполнения самого Avishai . Контрабасист никогда не выставляет на показ свою незаурядную технику, она используется только там, где это необходимо, да и написанные им пьесы как будто специально созданы  для сложнейших дуэтов пианино и баса.

 Но так как на дворе 21 век, то музыканты играют ещё и очень точно, чётко и временами даже жёстко -они ни на секунду не расслабляются сами и не дают это сделать слушателям.
Послушайте такие пьесы как Chutzpanили Eleven Wives – постоянные смены ритма, динамические контрасты,  головокружительно сыгранные сложнейшие рефрены. В общем  - буря и натиск.

На русскоязычных форумах посвящённых аудиоаппаратуре принято считать, что если какой-то компонент (усилитель, акустика и т.д) мягко говоря «не очень», то из всех музыкальных жанров он подойдёт только под “джазок” – дескать, а какие там требования к аппарату – лишь бы мурлыкало что-то, да и ладно.

Пошло это с незапамятных уже времён с подачи какого-то идиота, и до сих пор с умным видом транслируется к месту и не к месту большим количеством  всяких  даун…( в смысле форумных гуру). Сдаётся мне, что они или действительно думают,  что весь джаз похож на April in Parisв исполнении  Ella & Louis, или (что скорее всего) ничего из джаза никогда и не слышали.

 Так вот, я бы очень рекомендовал этим деятелям послушать у себя дома какую-нибудь вещь  с этой пластинки – да хотя бы ту же Chutzpan, и если их супер-пупер Хай –Энд сумеет  передать весь драйв и напор этой темы и не свалит  в кучу басовую партию – поздравляю, у них действительно хорошая аппаратура. 

Собственно, даже если что-то не срослось –например бас порой какой-то размазанный и не всегда поспевает за пианино, в рефренах какая-то каша и т.д, то это тоже не страшно – главное ведь чтобы  Metallica с Dire Straits хорошо звучали.

Но вернёмся к нашему обзору – по умению органично смешивать  в своём творчестве современный джаз, европейский академический авангард и ближневосточную музыкальную культуру я бы сравнил Avishai Cohen со знаменитым  ливанцем Rabih Abou-Khalil

  Только играет Cohen на более традиционном  джазовом инструменте,  мотивы в своей музыке  использует не арабские,  а еврейские и латинские,   да и принадлежит к гораздо более молодому поколению музыкантов.

Так что творчество Cohen нельзя причислить к какому-то одному стилю или жанру – джаз, классику,  народные традиции разных стран и современную музыку  Avishai  использует  в самых невероятных сочетаниях. Поэтому мне трудно выделить какой-то из его альбомов – все они по своему интересны и любой из них я охотно рекомендую к прослушиванию.

Ну и в заключении мой традиционный рейтинг:

Музыка -5 (действительно, замечательный по содержанию альбом – все 8 сыгранных на нём пьес однозначные хиты).

Звук – 4 (мне не очень нравится как звучат релизы Razdaz Recordz – но с другой стороны, где ж на всех Rudy Van Gelder  набрать).

Оформление – 5 (если абстрагироваться от качества материалов)

Доступность – 5 (на аукционах я нашёл полтора десятка предложений от 12 до 25у.е)


Вот и всё на сегодня, читайте и смотрите мои обзоры, и слушайте джаз.

Ссылка на видеообзор https://youtu.be/tyoqxoNnGrc

Комментарии