Обзор LP Tommy Flanagan Trio "ECLIPSO"
Всем привет! Как
я и обещал в предыдущем обзоре, сегодня мы поговорим о ещё одной работе Tommy Flanagan Trio–пластинке под названием “Eclipso”, записанной музыкантами в Нью
Йорке в 1977 году. В том же году этот LP был издан лейблом Enja сразу же в трёх странах –в США, Германии и Японии. На фото - японский вариант пластинки, совершенно
идентичный и по звуку, и по оформлению двум другим.
Немецкий джазовый
лейбл Enja был основан в 1971 году двумя бедными студентами (и большими
любителями джаза) из города Франкфурта–Matthias Winckelmann и Horst Weber на
занятые ими у друзей 15000 долларов
(своих денег у ребят не было, а все в округе банки в кредите им отказали). Перебравшись
в том же году в Мюнхен фирма выпустила
первую пластинку – “Black Glory” замечательного американского пианиста Mal Waldron (по удивительному совпадению, с издания LP этого же музыканта начинал свою
славную историю ещё один немецкий лейбл – ECM).
Уже к началу 80-х фирма приобрела мировую
известность, имея в своём каталоге релизы Freddie Hubbard, Archie Shepp,
Pepper Adams и ещё десятков первоклассных
музыкантов, а в 1986 году Enja разделилась на два
независимых подразделения. Horst и Matthias решили поработать
самостоятельно, причём если Weber
продолжал ориентировался на традиционный джаз, то Winckelmann стал специализироваться на самых новых и экспериментальных
стилях и направлениях.
Выпуская работы
таких разных и неординарных музыкантов, как John Zorn и Cecil Tailor,
Elliott Sharp и Rabih Abou-Khalil – Enja стала одним из ведущих джазовых лейблов не только в Европе,
но и в мире.
Между выходом предыдущей
работы Tommy Flanagan Trio - пластинки “Overseas”( я о ней рассказывал в
своём прошлом обзоре) и “Eclipso” прошло без малого 20 лет, и, конечно же, за это время многое поменялось и в музыке, и в жизни самих
исполнителей, да и в составе участников трио. Возникли новые джазовые
стили и направления (а некоторые успели и благополучно исчезнуть), появились
новые интересные музыканты, в свою очередь, многие выдающиеся джазмены из старой
гвардии ушли со сцены (а кое-кто и из жизни).
Пианист Tommy Flanagan и барабанщик Elvin Jones к концу семидесятых годов сами
уже считались признанными джазовыми легендами,
а в составе трио произошли изменения–на контрабасе вместо Wilbur Little стал играть George Mraz. Собственно, и сам джаз в 70-е больше не был модной и актуальной музыкой,
какой он являлся на рубеже 50х-60х годов,
да и джазовые музыканты давно уже не являлись властителями дум прогрессивной молодёжи –
новые времена требовали новых песен.
И вот, в это
непростое время Flanagan с
друзьями записывают, на первый взгляд, совершенно архаичную пластинку
– на ней классическое джазовое трио исполняет классические джазовые стандарты. Но оказалось, что именно с
этого релиза и начался ренессанс карьеры пианиста – “Eclipso”был сыгран так свежо и
непринуждённо, так виртуозно и драйвово, что имя пианиста стало на слуху не
только у молодых слушателей , но и у молодых джазменов.
Выяснилось, что
настоящий джаз не имеет срока давности, а в исполнении выдающихся музыкантов
самые, казалось бы олдскульные произведения, во все времена будут звучать и
актуально, и свежо, и современно.
Интересно,
что участники трио выбрали для “Eclipso”
лишь те
пьесы, авторами которых являются легендарные джазовые музыканты разных
поколений (а зачастую и разных джазовых стилей). Культовый саксофонист Sonny Rollins представлен своей “Oleo”, великий Charlie Parker–
“Confirmation” и “Relaxin’
AtCamarillo”,
пианист Tadd Dameron - “A Blue Time”, замечательный барабанщик Denzi lBest - одноимённой «Denzil`s Best», и, наконец, сам Flanagan - великолепной “Eclipso”, давшей название всему альбому.
О каждом из
музыкантов трио я уже рассказывал в
своих обзорах, поэтому не вижу
особого смысла повторяться – отмечу лишь, что Elvin Jones, наряду с Art Blakey и Max Roach, пожалуй является самым
известным барабанщиком за всю джазовую историю.И, хотя некоторым поклонникам джаза Elvin Jones известен лишь как участник
великого квартета John Coltrane,
многие его другие работы, в том числе и пластинки, выпущенные Elvin под своим именем (а их около пятидесяти
!), заслуживают самого пристального внимания.
Новый участник трио, чешско-американский музыкант
George Mraz (я упоминал о нём в одном из
обзоров, рассказывая о пластинке Eddie Harris Quartet),
на момент записи этого LP считался одним из самых талантливых и востребованных джазовых контрабасистов–и остаётся таким вот уже несколько
десятилетий. Mraz и Flanagan часто работали вместе
в различных составах, записав несколько
очень хороших пластинок - спокойная, интеллигентная, виртуозная, и при
этом драйвовая игра George прекрасно
сочеталась с манерой исполнения пианиста.
Ну, и конечно
же, особый разговор о лидере трио - пианисте Tommy Flanagan. Переиграв за эти годы практически со всеми великими джазменами
планеты, и создав себе репутацию одного из лучших аккомпаниаторов в истории
джаза, на “Eclipso” Tommy предстаёт перед нами с другой
стороны –в роли безусловного лидера, ведущего за собой других музыкантов.
Помимо редкого дара слышать
(и слушать) не только себя, но и своих партнёров, и собственной, очень
привлекательной и совершенно оригинальной манеры исполнения, этого пианиста выделяет очень тонкое и
глубокое чувство и понимание самой сути джаза. Flanagan играет джаз также легко и
естественно, как и дышит – а такое, на
мой взгляд, встречается очень нечасто (мягко говоря). Я, например, с ходу не
назову и десяток имён джазменов, так же органично существующих в музыкальном материале.
И если во время записи предыдущей пластинки Tommy и его партнёры ещё находились
в поиске и своего музыкального языка, и своего места в джазе,то ко времени
работы над “Eclipso”
всем музыкантам
трио уже давно не надо было никому ничего доказывать – они могли себе позволить
просто играть в своё удовольствие свои любимые пьесы.
На мой взгляд,
в этом и заключается главное отличие этой пластинки от работы Tommy Flanagan Trio двадцатилетней давности – к мелодичности
и чистоте звучания, интересным гармоническим и ритмическим импровизациям, к
драйву и юмору, добавилась совершенно свободная и непринуждённая манера игры
самих музыкантов.
Если вы
читаете (или смотрите) мои обзоры, то, наверное, заметили, что я по возможности
стараюсь обходиться без развешивания на музыкантов стилевых ярлыков. Я отношусь
к этому отрицательно и когда-нибудь обязательно в одном из обзоров разъясню
свою точку зрения. А уж таких музыкантов, как участники этой записи, мне кажется глупо пытаться загнать в
рамки какого-нибудь стиля или направления.
На мой взгляд,
совершенно не принципиально, какое называние носит то, что они записали на этом LP – пост-боп, хард-боп, мейнстрим или
как-то там ещё –прежде всего это великолепный джаз.Так что я рекомендую “Eclipso” (да и любую из пластинок Tommy Flanagan) всем любителям джаза, вне
зависимости от их музыкальных вкусов и пристрастий –это очень интересная,
умная, драйвовая, а самое главное –
настоящая (а не вымученная) музыка.
Традиционный рейтинг пластинки:
Музыка -5
Звук -5
(мне звучание Enja нравится даже больше, чем их
земляков из ECM –оно более яркое).
Оформление -5 (скромненько, стильно, со вкусом).
Доступность -4 (на аукционе сегодня только два предложения, но зато не очень дорого - всего по 18
у.е).
На этом на
сегодня всё. Всем пока. Читайте и смотрите мои обзоры. Слушайте джаз.
Ссылка на видеообзор https://youtu.be/JLZOlVkn6Fw
Комментарии
Отправить комментарий