Обзор LP Tommy Flanagan Trio "ECLIPSO"



Всем привет! Как я и обещал в предыдущем обзоре, сегодня мы поговорим о ещё одной работе Tommy Flanagan Trioпластинке под названием Eclipso, записанной музыкантами в Нью Йорке в 1977 году. В том же году этот LP был издан лейблом  Enja сразу же в трёх странах –в США, Германии и Японии. На фото - японский вариант пластинки, совершенно идентичный и по звуку, и по оформлению двум другим.

Немецкий джазовый лейбл Enja был основан в 1971 году двумя бедными студентами (и большими любителями джаза) из города ФранкфуртаMatthias Winckelmann и Horst Weber на занятые ими у друзей 15000 долларов (своих денег у ребят не было, а все в округе банки в кредите им отказали). Перебравшись в том же году в Мюнхен  фирма выпустила первую пластинку –  Black Glory” замечательного американского пианиста Mal Waldron (по удивительному совпадению, с издания  LP  этого же музыканта начинал свою славную историю ещё один немецкий лейбл – ECM).

Уже к началу 80-х фирма приобрела мировую известность, имея в своём каталоге релизы Freddie Hubbard, Archie Shepp, Pepper Adams и ещё десятков первоклассных музыкантов, а в 1986 году Enja разделилась на два независимых подразделения. Horst и Matthias решили поработать самостоятельно, причём если Weber продолжал ориентировался на традиционный джаз, то Winckelmann стал специализироваться на самых новых и экспериментальных стилях и направлениях.

Выпуская работы таких разных и неординарных музыкантов, как John Zorn и Cecil Tailor, Elliott Sharp и Rabih Abou-Khalil – Enja стала одним из ведущих джазовых лейблов не только в Европе, но и в мире.

Между выходом предыдущей работы Tommy Flanagan Trio - пластинки Overseas( я о ней рассказывал в своём  прошлом обзоре) и Eclipso”  прошло без малого 20 лет, и, конечно же, за это время  многое поменялось и в музыке, и в жизни самих исполнителей, да и в составе участников трио. Возникли новые джазовые стили и направления (а некоторые успели и благополучно исчезнуть), появились новые интересные музыканты, в свою очередь, многие выдающиеся джазмены из старой гвардии ушли со сцены (а кое-кто и из жизни).

Пианист Tommy Flanagan и барабанщик Elvin Jones к концу семидесятых годов сами уже считались признанными джазовыми легендами, а в составе трио произошли изменения–на контрабасе вместо Wilbur Little стал играть George MrazСобственно, и сам джаз в 70-е больше не был модной и актуальной музыкой, какой он являлся на рубеже 50х-60х годов, да и джазовые музыканты давно уже не являлись  властителями дум прогрессивной молодёжи – новые времена требовали новых песен.

И вот, в это непростое время Flanagan с друзьями записывают, на первый взгляд, совершенно архаичную пластинку – на ней классическое джазовое трио исполняет классические джазовые стандарты. Но оказалось, что именно с этого релиза и начался ренессанс карьеры пианиста – “Eclipsoбыл сыгран так свежо и непринуждённо, так виртуозно и драйвово, что имя пианиста стало на слуху не только у молодых слушателей , но и у молодых джазменов.

Выяснилось, что настоящий джаз не имеет срока давности, а в исполнении выдающихся музыкантов самые, казалось бы олдскульные произведения, во все времена будут звучать и актуально, и свежо, и современно.

Интересно, что участники трио выбрали для Eclipsoлишь те пьесы, авторами которых являются легендарные джазовые музыканты разных поколений (а зачастую и разных джазовых стилей). Культовый саксофонист Sonny Rollins представлен своей “Oleo”, великий Charlie Parker– “Confirmation” и RelaxinAtCamarillo”, пианист Tadd Dameron  - “A Blue Time”, замечательный барабанщик Denzi lBest одноимённой  «Denzil`s Best»,  и, наконец, сам Flanagan - великолепной “Eclipso”,  давшей название всему альбому.

О каждом из музыкантов трио я уже рассказывал в своих обзорах, поэтому не вижу особого смысла повторяться – отмечу лишь, что Elvin Jones, наряду с Art Blakey и Max Roach, пожалуй является самым известным барабанщиком за всю джазовую историю.И, хотя некоторым поклонникам джаза Elvin Jones известен лишь как участник великого квартета John Coltrane, многие его другие работы, в том числе и пластинки, выпущенные Elvin под своим именем (а их около пятидесяти !), заслуживают самого пристального внимания.

 Новый участник трио, чешско-американский музыкант George Mraz (я упоминал о нём в одном из обзоров, рассказывая о пластинке Eddie Harris Quartet), на момент записи этого LP считался  одним из самых талантливых и востребованных джазовых контрабасистови остаётся таким вот уже несколько десятилетий. Mraz и Flanagan часто работали  вместе в различных составах,  записав несколько очень хороших пластинок - спокойная, интеллигентная, виртуозная, и при этом драйвовая игра George прекрасно сочеталась с манерой исполнения пианиста. 

Ну, и конечно же, особый разговор о лидере трио - пианисте Tommy Flanagan. Переиграв за эти годы  практически со всеми великими джазменами планеты, и создав себе репутацию одного из лучших аккомпаниаторов в истории джаза, на Eclipso” Tommy предстаёт перед нами с другой стороны –в роли безусловного лидера, ведущего за собой других музыкантов.

Помимо редкого дара слышать (и слушать) не только себя, но и своих партнёров, и собственной, очень привлекательной и совершенно оригинальной манеры исполнения, этого пианиста выделяет очень тонкое и глубокое чувство и понимание самой сути джаза. Flanagan играет джаз также легко и естественно, как и  дышит – а такое, на мой взгляд, встречается очень нечасто (мягко говоря). Я, например, с ходу не назову и десяток имён джазменов, так же органично существующих  в музыкальном материале.

 И если во время записи предыдущей пластинки Tommy и его партнёры ещё находились в поиске и своего музыкального языка, и своего места в джазе,то ко времени работы над Eclipsoвсем музыкантам трио уже давно  не надо было  никому ничего доказывать – они могли себе позволить просто играть в своё удовольствие свои  любимые пьесы.


На мой взгляд, в этом и заключается главное отличие этой пластинки от работы Tommy Flanagan Trio двадцатилетней давности – к мелодичности и чистоте звучания, интересным гармоническим и ритмическим импровизациям, к драйву и юмору, добавилась совершенно свободная и непринуждённая манера игры самих музыкантов.

Если вы читаете (или смотрите) мои обзоры, то, наверное, заметили, что я по возможности стараюсь обходиться без развешивания на музыкантов стилевых ярлыков. Я отношусь к этому отрицательно и когда-нибудь обязательно в одном из обзоров разъясню свою точку зрения. А уж таких музыкантов, как участники этой записи, мне кажется глупо пытаться загнать в рамки какого-нибудь стиля или направления.

На мой взгляд, совершенно не принципиально, какое называние носит то, что они записали на этом  LP – пост-боп, хард-боп, мейнстрим или как-то там ещё –прежде всего это великолепный джаз.Так что я рекомендую Eclipso” (да и любую из пластинок Tommy Flanagan) всем любителям джаза, вне зависимости от их музыкальных вкусов и пристрастий –это очень интересная, умная, драйвовая, а  самое главное – настоящая (а не вымученная) музыка.

Традиционный рейтинг пластинки:
Музыка -5
Звук -5 (мне звучание Enja нравится даже больше, чем их земляков из ECM –оно более яркое).
Оформление -5 (скромненько, стильно, со вкусом).
Доступность -4 (на аукционе сегодня только два предложения, но зато не очень дорого - всего по 18 у.е).

На этом на сегодня всё. Всем пока. Читайте и смотрите мои обзоры. Слушайте джаз.

Ссылка на видеообзор https://youtu.be/JLZOlVkn6Fw





Комментарии