обзор LP Niels Henning Orsted Pedersen & Sam Jones "Double Bass"
Привет всем, кто читает (и смотрит) мои обзоры. Сегодня мы поговорим о пластинке двух контрабасистов - Sam Jones и Niels Henning Orsted Pedersen (какая-то беда для русского уха с этими европейскими фамилиями - что не Mraz, то Pedersen - так что дальше будем называть его на американский манер NHOP) под совершенно уместным в данном случае названии "Double Bass".
LP был записан и издан в 1976 году на созданной буквально за несколько лет до этого молодой фирме из Дании под названием "Steeple Chase Records". Так же, как и "Concord Jazz", этот датский лейбл появился на свет благодаря очередному любителю джаза - в нашем случае это был студент Копенгагенского университета и по совместительству звукорежиссёр-любитель Nils Winther, который в 1972 году превратил своё хобби в один из лучших на сегодняшний день европейских джазовых лейблов (наверное это, а не аренда комнаты на первом этаже для продажи очень-очень креативного китайского барахла называется "Startup"). Вообще, роль энтузиастов в развитии джаза - отдельная большая тема для разговора.
Итак, на этой пластинке (у меня на фото немецкое издание незнамо какого года) два контрабасиста в составе то квартета (с гитаристом и ударником), то и квинтета (к ним присоединяется ещё один перкуссионист), а то и а капелла, исполняют восемь разных по стилю джазовых пьес.
Две из них принадлежат авторству самих музыкантов - это босанова "A Notion" барабанщика Albert Heath, сыгранная очень лирично, с красивыми соло контрабасов, совершенно бразильской гитарой и изобретательной перкуссией самого Heath, и "Miss Morgan" - известнейшая пьеса контрабасиста Sam Jones, которую участники записи начинают играть как медленную лирическую балладу, совершенно в стиле Bill Evans, постепенно разгоняясь до темповой вещи в духе Freddie Hubbard.
Шесть остальных произведений на пластинке - "вечнозелёные" джазовые стандарты:
- "Falling In Love With Love" - тема из бродвейского мюзикла 1938 года американского композитора Richard Rodgers, исполнявшаяся с той поры многими музыкантами (Helen Merrill, Oscar Peterson, Wes Montgomery и т.д) - на пластинке из неё сделали заводную "джангорейндхардщину"(отдельный респект гитаристу коллектива).
- Две босановы - лиричная и очень красивая "I Fall In Love Too Easily" (спетая впервые Frank Sinatra ещё в 1945 году и с тех пор входившая в репертуар сотен исполнителей) и "Little Train"самого пожалуй известного латиноамериканского композитора, бразильца Villa Lobos -заводная, драйвовая, энергичная (словно музыканты заводят друг друга -давай ещё, ещё быстрее).
- То, как на пластинке звучит колтрейновская "Giant Steps" с его альбома 1960 года (а Coltrane и Monk - всегда вызов для исполнителей, такой "тест на взрослость"), обязательно стоит послушать хотя бы из-за короткого, но совершенно ошеломительного соло барабанщика Billy Higgins.
- Исполнение на этом LP пьесы Charlie Parker "Au Privave", я думаю, понравилось бы и самому автору - музыканты играют виртуозно, легко, свободно, но при этом очень точно. Время от времени (видимо с целью запутать слушателей) Sam Jones играет как NHOP, а тот, в свою очередь, как Jones.
- И наконец "Yesterdays" (и это ни разу не Beatles) великого американского композитора Jerome Kern - по иронии судьбы он совершенно не жаловал джаз, но десятки его произведений стали знаменитыми джазовыми стандартами. У меня достаточно много версий этой пьесы, но исполняемая на этой пластинке двумя контрабасами а капелла - на мой взгляд настоящий шедевр.
А теперь несколько слов о музыкантах, сыгравших всю эту красоту. Приобретая очередной альбом Lady Gaga или Стаса Михайлова, редко кто забивает себе голову информацией об участниках. Как правило - это безымянные студийные музыканты, нанятые продюсером и никак не влияющие на результат записи.
В джазе зачастую нереально разобраться, кто больше ответственен за конечный результат - исполнитель, чьим именем альбом назван, или же кто-то (а может быть и все) из музыкантов участвующих в записи. Я, например, глядя на состав участников, вряд ли вообще смогу сказать, кто реальный лидер например на вот этом LP саксофониста Hank Mobley .
Вот поэтому, процесс приобретения очередной пластинки у меня всегда начинается с изучения состава участников - одного этого часто достаточно, чтобы принять решение: брать или не брать данный релиз.
На "Double Bass" мне очень понравилась игра гитариста Philip Catherine. Конечно, он персонаж европейской сцены, на его счету пара десятков сольных альбомов и записи в основном со Stephane Grappelli, Jean-Luc Ponty и другими европейскими джазовыми (и не только) музыкантами. Но Philip спешно работал и со многими выступавшими в Европе американскими звёздами - Dexter Gordon, Chet Baker, Charles Mingus.
У барабанщиков группы Albert Heath и Billy Higgins удивительно похожие биографии - оба родились в середине 30-х (Albert в 1935, а Billy в 1936), а первые записи сделали в конце 50-х ( причём какие - Heath в 1957 году с Coltrane, а Higgins в 1958 с Ornette Coleman). Неудивительно, что после такого дебюта они быстро нашли работу ( один стал штатным барабанщиком великого джазового лейбла "Riverside", а другой - штатным барабанщиком не менее великого"Blue Note"), в результате получив возможность участвовать в записях сотен пластинок с самыми разными музыкантами. Уйдя на вольные хлеба, оба продолжали много играть - причём, если Heath в основном оставался в русле хард-бопа, то Billy много работал и с авант- и фри-джазовыми музыкантами, такими как Cecil Taylor, Archi Shepp, Don Cherry и т.д.
Ну а фронтменами на этой пластинке выступают двое контрабасистов, к которым смело можно применить эпитет "великие".
Это один из самых известных контрабасистов за всю историю джаза, талантливый композитор, сочинивший не один джазовый стандарт, участник записей практически всех культовых пластинок би-бопа и выпускавший свои альбомы, тоже ставшие джазовой классикой - в общем, один из колоссов джаза Sam Jones.
И виртуозный инструменталист, во многом обогативший технику игры на контрабасе, вундеркинд, начавший профессиональную карьеру в 14 лет, а в 17 уже исполняющий фри-джаз с Albert Ayler, разностороннейший музыкант, умеющий играть свинг с Ben Webster, би-боп с Bud Powell и авангард с Anthony Braxton -великий датчанин Niels Henning Orsted Pedersen.
Я считаю, что "Double Bass" - весьма необычная запись. Само по себе, дуэт двух контрабасов при поддержки гитары и барабанов (а то и барабанов и перкуссии) - достаточно редкое явление. По крайней мере, в моей коллекции нет ничего и близко похожего на этот релиз. Пожалуй ни одну из своих пластинок я не ждал с большим нетерпением - меня разрывало от любопытства. Было очень интересно услышать, что же получилось в результате сотрудничества таких разных музыкантов из разных поколений - буквально олицетворяющего собой целую джазовую эпоху Sam Jones и годящегося ему по возрасту в сыновья новатора, виртуоза, экспериментатора NHOP.
Оказалось же, что помимо любви к виолончели (оба выпустили замечательные альбомы в качестве виолончелистов), и работы с пианистом Oscar Peterson (в его трио каждый отыграл по несколько лет), Sam Jones и NHOP объединяет главное - оба музыканта одинаково глубоко чувствуют саму суть музыкального произведения и передают нам её пользуясь красивейшим джазовым языком. В результате у них получилась отличная пластинка - с необычным звучанием, оригинальными трактовками известных хитов, виртуозными сольными партиями и очень светлая и добрая по настроению.
Ну и в заключении мой рейтинг:
Музыка - 5
Звук - 4 (поначалу мне показалось, что она звучит глуховато - словно перкуссия с гитарой задвинуты по уровню. Сейчас этого нет - то ли я привык, то ли сказался эффект от смены аппаратуры)
Оформление -4 (стильненько, но бюджетненько - Европа однако)
Доступность -3 (на момент записи на аукционах было 3 предложения от 10 до 50 у.е.)
Ссылка на видеообзор https://youtu.be/ha6pacRrl9s
В джазе зачастую нереально разобраться, кто больше ответственен за конечный результат - исполнитель, чьим именем альбом назван, или же кто-то (а может быть и все) из музыкантов участвующих в записи. Я, например, глядя на состав участников, вряд ли вообще смогу сказать, кто реальный лидер например на вот этом LP саксофониста Hank Mobley .
Вот поэтому, процесс приобретения очередной пластинки у меня всегда начинается с изучения состава участников - одного этого часто достаточно, чтобы принять решение: брать или не брать данный релиз.
На "Double Bass" мне очень понравилась игра гитариста Philip Catherine. Конечно, он персонаж европейской сцены, на его счету пара десятков сольных альбомов и записи в основном со Stephane Grappelli, Jean-Luc Ponty и другими европейскими джазовыми (и не только) музыкантами. Но Philip спешно работал и со многими выступавшими в Европе американскими звёздами - Dexter Gordon, Chet Baker, Charles Mingus.
У барабанщиков группы Albert Heath и Billy Higgins удивительно похожие биографии - оба родились в середине 30-х (Albert в 1935, а Billy в 1936), а первые записи сделали в конце 50-х ( причём какие - Heath в 1957 году с Coltrane, а Higgins в 1958 с Ornette Coleman). Неудивительно, что после такого дебюта они быстро нашли работу ( один стал штатным барабанщиком великого джазового лейбла "Riverside", а другой - штатным барабанщиком не менее великого"Blue Note"), в результате получив возможность участвовать в записях сотен пластинок с самыми разными музыкантами. Уйдя на вольные хлеба, оба продолжали много играть - причём, если Heath в основном оставался в русле хард-бопа, то Billy много работал и с авант- и фри-джазовыми музыкантами, такими как Cecil Taylor, Archi Shepp, Don Cherry и т.д.
Ну а фронтменами на этой пластинке выступают двое контрабасистов, к которым смело можно применить эпитет "великие".
Это один из самых известных контрабасистов за всю историю джаза, талантливый композитор, сочинивший не один джазовый стандарт, участник записей практически всех культовых пластинок би-бопа и выпускавший свои альбомы, тоже ставшие джазовой классикой - в общем, один из колоссов джаза Sam Jones.
И виртуозный инструменталист, во многом обогативший технику игры на контрабасе, вундеркинд, начавший профессиональную карьеру в 14 лет, а в 17 уже исполняющий фри-джаз с Albert Ayler, разностороннейший музыкант, умеющий играть свинг с Ben Webster, би-боп с Bud Powell и авангард с Anthony Braxton -великий датчанин Niels Henning Orsted Pedersen.
Я считаю, что "Double Bass" - весьма необычная запись. Само по себе, дуэт двух контрабасов при поддержки гитары и барабанов (а то и барабанов и перкуссии) - достаточно редкое явление. По крайней мере, в моей коллекции нет ничего и близко похожего на этот релиз. Пожалуй ни одну из своих пластинок я не ждал с большим нетерпением - меня разрывало от любопытства. Было очень интересно услышать, что же получилось в результате сотрудничества таких разных музыкантов из разных поколений - буквально олицетворяющего собой целую джазовую эпоху Sam Jones и годящегося ему по возрасту в сыновья новатора, виртуоза, экспериментатора NHOP.
Оказалось же, что помимо любви к виолончели (оба выпустили замечательные альбомы в качестве виолончелистов), и работы с пианистом Oscar Peterson (в его трио каждый отыграл по несколько лет), Sam Jones и NHOP объединяет главное - оба музыканта одинаково глубоко чувствуют саму суть музыкального произведения и передают нам её пользуясь красивейшим джазовым языком. В результате у них получилась отличная пластинка - с необычным звучанием, оригинальными трактовками известных хитов, виртуозными сольными партиями и очень светлая и добрая по настроению.
Ну и в заключении мой рейтинг:
Музыка - 5
Звук - 4 (поначалу мне показалось, что она звучит глуховато - словно перкуссия с гитарой задвинуты по уровню. Сейчас этого нет - то ли я привык, то ли сказался эффект от смены аппаратуры)
Оформление -4 (стильненько, но бюджетненько - Европа однако)
Доступность -3 (на момент записи на аукционах было 3 предложения от 10 до 50 у.е.)
Ссылка на видеообзор https://youtu.be/ha6pacRrl9s
Комментарии
Отправить комментарий