Обзор LP Rabih Abou-Khalil "Nafas"
Всем
привет! Мой сегодняшний обзор будет посвящён весьма необычной пластинке под названием «Nafas»,
записанной
и изданной в 1988 году на одном очень
интересном лейбле из Германии под
названием ECM.
Появившись
ещё в конце шестидесятых годов прошлого века в Мюнхене, на сегодняшний день ECM
является одним из самых известных и в тоже время едва ли не самым одиозным
джазовым лейблом в мире. По крайней мере, я не знаю другой рекорд-компании сумевшей поделить любителей музыки на два примерно равных лагеря – одни становятся настоящими фанатами этой фирмы, с
нетерпением ожидая выхода каждого нового
релиза, а другие, напротив, даже не считают продукцию ECM джазом.
Я думаю,
что истина, как всегда, лежит где-то посередине, но одно безусловно - ECM давно уже стал культовым лейблом для
многих поклонников не только джаза,
но и самых разных музыкальных стилей и направлений. Что, собственно, не
удивительно для фирмы, выпускающей пластинки таких исполнителей, как Keith Jarrett и John Cage, Charlie Haden и Evan Parker, Jan Garbarek и Meredith Monk, и ещё десятков легендарных музыкантов.
Кстати, не
смотря на то, что каталог фирмы огромен и не ограничивается только джазом (ECM выпускает также академическую и
народную музыку, авангард и даже саундтреки для авторского кинематографа), любая продукция
лейбла стопроцентно узнаваема и по звуку, и по оформлению своих релизов - у неё
определённо есть свой совершенно неповторимый стиль.
И это не удивительно, ведь всю политику ECM - начиная от оформления обложек
пластинок и особенностей студийной работы, и заканчивая выбором исполнителей и
(во многом) музыкального репертуара, единолично определяет один человек,
руководствуясь исключительно своими музыкальными вкусами и предпочтениями.
Этим тираном и деспотом является основатель (и единоличный владелец) лейбла Manfred Eicher.
На мой
взгляд, как раз ярким примером этого “ECM-style” и служит LP «Nafas», на котором четверо музыкантов: Rabih Abou-Khalil, играющий на уде, два перкуссиониста - Glen Velez и Setrak Sarkissian, а также флейтист и вокалист Selim Kuzur, исполняют десять пьес своего
собственного сочинения.
Лидер
квартета и автор большей части материала этой пластинке ливанец Rabih Abou-Khalil, родившийся в 1957 году в городе Бейруте
– пожалуй, один из самых известных сегодня
арабских музыкантов и, безусловно, звезда первой величины мировой джазовой
сцены. Его вклад в развитие современного джаза трудно переоценить – ведь Abou-Khalil создал свой совершенно уникальный
стиль, основанный на синтезе традиционной арабской музыки с джазом, классикой,
авангардом и даже роком.
Сам же Rabih неоднократно говорил в интервью,
что на становление его как музыканта большое влияние оказали не только такие
джазовые гении, как John Coltrane и Ornett eColeman, но и представители совсем
других направлений в музыке - Frank Zappa и Bela Bartok. Вообще, Abou-Khalil – очень интересный персонаж: он успел отучится в двух консерваториях –в Бейруте
по классу уда и в Мюнхене по классу флейты, живёт на два дома, разрываясь между Францией и Германией.
Он сам
оформляет свои пластинки, и их обложки считаются образцами современного арабского
беспредметного искусства, обладает
незаурядным чувством юмора – о
его конферансе на концертах уже ходят легенды. Но главное, что Abou-Khalil продолжает сочинять и исполнять
свою необычную и замечательную музыку, которая, с каждым годом становясь всё
сложнее, сохраняет при этом остроумие, свежесть и чисто джазовую энергетику.
А играет Rabih на, казалось бы, совершенно не
подходящем не только джазу, но и вообще современной музыке предмете под смешным
названием Уд (это безладовый
струнный инструмент, арабский предок европейской лютни). Причём, играет на нём так,
что его исполнительской технике могут позавидовать очень многие джазовые
гитаристы, а его музыкальному мышлению -многие джазовые композиторы.
Второй перкуссионист квартета
Setrak Sarkissian - обладатель множества европейских и
ближневосточных музыкальных наград, знаменитый ливанский композитор и
исполнитель на табле. Setrak с детства любил музыку и, будучи
самоучкой, до 18 лет музицировал в
основном дома на семейных вечеринках, так как его родственники были категорически
против того, что бы он избрал профессию музыканта.
Тем не
менее, Sarkissian это не остановило - ему удалось поступить в консерваторию и очень быстро он стал одним из самых
востребованных музыкантов, аккомпанируя за свою жизнь, наверное, всем ближневосточным певцам и танцорам. Setrak и сейчас активно выступает,
преподаёт, ведёт семинары по всему миру, продолжая при этом жить в родном
армянском квартале Бейрута.
К
сожалению, у меня нет никакой информации о сирийском певце и исполнителе на Нее (арабском варианте флейты) Selim Kuzur,
но, судя по
его игре на этой пластинке – это очень талантливый и интересный музыкант, во
многом определивший звучание и
особенную атмосферу “Nafas”.
Должен
признаться, что я уже много лет знаю и люблю творчество Rabih Abou-Khalil, а его первые записи появились у
меня ещё где-то в середине 90-х годов,
когда я и понятие не имел ни о каком джазе. К тому времени, изрядно объевшись всякими артами-, хардами-, и прочими прог-роками,
я жадно искал что-то новое, и однажды ко мне попала кассета с записью этого альбома.
Хорошо помню,что
он произвёл весьма сильное впечатление –ничего подобного ни по музыке, ни по стилю, ни по звуку я до
того не слышал. “Nafas” совершенно не был похож ни на world music, бывшую тогда с лёгкой руки Peter Gabriel, Bill Laswell и прочих Dead Can Dance на пике популярности, ни на Downtown
с Minimal, которые в те годы были
ультрамодными (в узких кругах).
С тех пор,
я собрал достаточно много релизов Rabih Abou-Khalil, многие из которых гораздо сложнее
и, пожалуй, даже интереснее этой работы в музыкальном плане, но “Nafas” и сейчас остаётся одним из самых
моих любимых альбомов.
Используя при записи очень простой,
акустический инструментарий, музыканты сумели создать невероятно
атмосферную, медитативную, цельную пластинку, все десять треков которой
перетекают друг в друга, как будто это одно большое произведение.
Это, несомненно, Восток (причём настоящий,
глубинный, а не модные сейчас вставки а-ля “Араб Стайл”), и при этом, это несомненно Запад, со всем своим музыкальным бэкграундом от средневековых
хоралов до академического авангарда. И, на мой взгляд, это ещё и очень умный и
интересный джаз, сыгранный очень умными и интересными музыкантами на, казалось
бы, совершенно не подходящих для этой музыки инструментах.
Я считаю, что с “Nafas” хорошо начинать знакомство с
творчеством Rabih Abou-Khalil,
да и вообще
с арабской музыкальной культурой - как я уже писал, этот альбом более доступен в
музыкальном плане, чем большинство других его работ (и к тому же не такой треш для
начинающих, как, например, творчество
очень мною уважаемого Nusrat Fateh Ali Khan).
Ну и мой
традиционный рейтинг:
Музыка -5,
Звук -5
(в этом случае я особенно субъективен – звук ECM довольно специфичен и многим активно не нравится – они его
считают “зажатым” и даже “СиДишным”)
Оформление -5,
Доступность увы -2 (на
аукционе на данный момент всего 2
предложения от 60 до 90 у.е.).
Всем пока.
Читайте и cмотрите
мои обзоры. Слушайте джаз.
Ссылка на
видеообзор https://youtu.be/EjsLDONTkbE
Комментарии
Отправить комментарий