обзор LP Niels Henning Orsted Pedersen & Archie Shepp "Looking At Bird"


 И снова здравствуйте! В сегодняшнем своём обзоре я расскажу о ещё одной очень интересной  работе  датского контрабасиста  Niels Henning Orsted Pedersen (на многих LP он фигурирует как NHOP) - пластинке под названием "Looking At Bird". В этот раз его партнёром  выступает знаменитый американский саксофонист Archie Shepp. Запись была сделана  музыкантами в 1980, и вышла в свет в 1981 на лейбле "Steeple Chase Records" (на фото американское издание 1981 года).

В прошлом своём обзоре я уже немного касался истории этой датской фирмы, но "Steeple Chase" заслуживает того, чтобы казать ещё несколько слов:

 В конце 60-х годов интерес к джазу в США таял на глазах и многие американские джазмены потянулись в поисках лучшей жизни в Европу. Большинство из них рано или поздно оказывались на сцене знаменитого датского джазового клуба "Montmarte", где звукорежиссёром подрабатывал студент Копенгагенского университета и большой любитель джаза Niels Winther. Сделанная им запись одного из таких клубных концертов так понравилась музыкантам, что  Niels получил от них разрешение на выпуск LP - и в 1972 году появился на свет  новый джазовый лейбл. Между прочим, за десяток лет до этих событий, в этом же клубе свои первые шаги в качестве профессионального контрабасиста делал 15-летний вундеркинд Niels Henning Orsted Pedersen.

Любитель джаза, глядя на название альбома, легко догадается что эта работа посвящена памяти легендарного джазового саксофониста и композитора Charlie "Bird" Parker - и, действительно, из восьми представленных на пластинке пьес, пять написаны самим Charlie, а три оставшиеся он часто исполнял и на концертах, и в студии. 

Первую сторону LP открывает "Moose The Mooche" - написанный Parker в 1946  джазовый стандарт, который и сегодня с удовольствием играют самые разные джазовые (и не только) музыканты - Pat Metheny, Joshua Redman, Stevie Wonder и т.д. У нашего дуэта получилась очень необычная версия этого хита - они начинают её как заправские би-боперы, в унисон проигрывая мелодическую линию, но затем в игре Archie Shepp появляется всё больше фри-джазовых ноток, а Niels Henning начинает время от времени солировать как заправский блюз-роковый гитарист.

 Идущая второй  красивейшая баллада "Embraceable You", написанная великим George Gershwin в 1928 году и  вошедшая с тех пор  в репертуар сотен музыкантов от Billie Holiday и Frank Sinatra, до Ornette Coleman и Charlie Parker - на этой пластинке получилась совершеннейшим блюзом. Pedersen играет мощно, сочно - не хуже  чем Ray Braun, при этом успевая "танцевать по нотам" как Scott LaFaro. А от игры Shipp у меня полное ощущение, что это Coleman Hawkins играет музыку Albert Ayler (наоборот ведь вряд ли возможно).

Следом мы вновь слышим совершенно би-боповые начало и конец композиции, воздушный, улетающий куда-то в даль звук сопрано-саксофона и очень тонкую, деликатную и виртуозную партию контрабаса. Так в исполнении Archie Shipp и Niels Henning Pedersen звучит написанная в 1946 году и сразу же ставшая би-боповым  хитом (один только Parker записал её в 14 вариантах) тема известного джазового трубача и композитора Benny Harris "Ornithology".

Ну, а закрывает первую сторону LP написанная Charlie Parker в 1945 году "Billie Bounce" - блюзовая тема, регулярно появляющаяся на пластинках джазменов самых разных стилей и направлений - от M.J.Q до David Murray. Версия этой пьесы на пластинке "Looking At Bird" совершенно ни на кого не похожа - Archie Shipp легко  переходит от бопа- к фри-джазу и обратно, а Niels Henning , от души импровизируя вместе с партнёром, не забывает и о прямых обязанностях контрабасиста, в одиночку заменяя  полноценную ритм-секцию. Кстати, Pedersen уже играл этот блюз в самом начале своей музыкальной карьеры  - участвуя в записи пластинки "My Name Is Albert Ayler" в 1963 году. У кого есть такая возможность, обязательно сравните обе эти версии - очень интересно (и поучительно).

Вторая сторона LP начинается с пьесы "Yardbird Suite", написанной Parker в 1946 году и из-за красивой мелодии ставшей чем то вроде гимна для би-боперов. А после появления её оркестровой аранжировки, сделанной через год Gil Evans, "Yardbird Suite" полюбили исполнять и биг-бэнды.
Играя её, музыканты дуэта превзошли самих себя -  Niels Henning классно ведёт ритмическую партию, при этом успевая играть совершенно головокружительные соло, а Archie Shepp как будто даёт мастер-класс игры на саксофоне - такое чувство, что для него нет ничего невозможного.

Написанная Charlie Parker в 1951 году "Blues For Alice" - яркий пример  "блюза по-паркеровски", со сложной гармонической схемой и очень быстрой сменой аккордов. Archie и Niels  исполняют его так виртуозно и при этом с такой свободой и лёгкостью, что невольно думаешь - "как же это здорово сыграно, мне бы так!". Заметно, что оба музыканта не только умеют, но и любят играть блюзы (даже такие своеобразные, как этот).

Баллада "How Deep Is The Ocean?" замечательного американского композитора (родившегося в России) Irving Berlin -это очень личное и лирическое произведение, которое любили исполнять многие из джазовых звёзд первой величины (Frank Sinatra и  Chet Baker, Ella Fitzgerald  и Miles Davis). Но, на мой взгляд, лишь немногие из них смогли так глубоко проникнуть в суть авторского замысла, как это сделали  Pedersen и Shepp. Контрабас плетёт, вызывая в голове ассоциации со звуками морского прибоя, а саксофон полон почти колтрейновской грусти и одиночества (удивительная всё-таки вещь этот сопрано-саксофон - он всегда звучит одиноко и печально, сколько бы инструментов его не окружало). Совершеннейший шедевр!

И завершает LP ещё одна пьеса Charlie  Parker "Confirmation" - знаменитая своей сложностью и неудобностью для исполнителей (что не помешало ей стать известным джазовым стандартом). Когда я слушаю "Looking A Bird", у меня создаётся ощущение, что эту пьесу на пластинке играет как минимум квартет музыкантов, состоящий из двух совершенно разных по стилю саксофонистов и пары контрабасистов, один из которых прекрасно ведёт тему, а другой столь же великолепно её обыгрывает - вот это уровень!

На первый взгляд, может показаться, что дуэт таких вроде бы совершенно разных по стилю музыкантов, как Pedersen и Shepp выглядит странно - в то время, как контрабасист переиграл, наверное, со всеми известными представителями джазового мейнстрима, саксофонист, напротив, считается одним из лидеров фри-джаза 60-х годов.

 Но при всём этом, если свою первую запись Shepp сделал в 1960 году в составе квартета одного из лидеров авангарда Cecil Taylor, то, в свою очередь, Pedersen дебютировал в 1963 на пластинке другого авангардиста - Albert Ayler. Да и многие из сольных работ Niels Henning (а у него их не один десяток), честно говоря, находятся весьма далеко от традиционного джаза. Собственно, и сам Archie Shepp, образца 1980 года - это уже не тот авангардист из первой половины 60-х, с которым работали John Coltrane и Don Cherry, и далеко не тот  фри-джазовый новатор, создававший совместно с Pharoah Sanders новую "афроцентричную" музыку во второй половине того десятилетия.

 Чёрные времена для джаза, наступившие в начале 70-х, застали Archie играющим какой-то религиозный ритм энд блюз, и многие любители джаза уже было поставили на нём крест. Но,  начиная с 1977 года, Shepp записывает целую серию отличных пластинок для датского "Steeple Chase"  и японского лейбла "Denon" (их есть у меня - и они заслуживают отдельного разговора). Судя по количеству и качеству этих записей, становится понятно, что больше всего на свете Archie Shepp любит просто хорошо играть хорошую музыку в компании хороших музыкантов, и что он очень соскучился по этому делу. Видимо не зря один из критиков как-то сказал про него - " Shepp - это настоящий традиционалист, который всю жизнь старается доказать, что таковым не является".

Без сомнения, и Pedersen, и Shepp - великие музыканты и у каждого из них немало записей, вошедших в "золотой фонд" джаза, но мне кажется, что "Looking At Bird" явилась одной из вершин их творчества. На этом LP оба музыканта играют легко, свободно, молниеносно реагируя на малейшие нюансы в трактовке партнёром развития музыкальной темы и сочетая в изумительных пропорциях элементы би-бопа, фри-джаза, авангарда - причём сами получают от этого огромное удовольствие.

Конечно, это скорее всего не та пластинка, с которой стоит начинать своё знакомство с джазовой музыкой - её прослушивание, как мне кажется, требует определённого опыта (а некоторых поклонников классических стилей кое-что на ней даже способно шокировать), тем не менее, я считаю что "Looking At Bird" должна быть в коллекции у каждого любителя джаза.

И в заключении - мой рейтинг:

Музыка - 5
Звук - 4 (всё таки мне кажется что звучит немного глуховато - а может это возраст?)
Оформление - 4 (да - бедненько, но ведь действительно стильно. И надо отдать должное отцу-основателю лейбла Niels Winther, который сам активно участвовал не только в записи, но и в дизайне оформления конвертов -у "Steeple Chase" есть свой фирменный стиль и в звуке, и в оформлении.) 
 Доступность - 3 (на аукционах я нашёл всего три предложения от 20 до 35 у.е).
  
До встречи, читайте и смотрите мои обзоры и слушайте джаз.

  Ссылка на видеообзор  https://youtu.be/d6l3qU2yIzI                                                                                                                                                                       

Комментарии