Обзор LP Kenny Barron What If?


                                                                                   
                                                                                         
Здравствуйте. Я уже неоднократно говорил о том, что любой серьёзный джазовый лейбл имеет своё лицо. У Blue Note и Verve, у Riverside и ECM - у каждого из них свой взгляд на подбор музыкального материала и музыкантов для его исполнения, свой стиль оформления обложек и  свой характер звучания  пластинок.

Безусловно, что всё это относится и замечательному немецкому лейблу Enja Records.  Тем не менее, в его заслуживающим всяческого уважения каталоге из сотен первоклассных релизов есть несколько работ, весьма отличающихся от фирменной концепции.

Об одной из таких пластинок –What If? пианиста и композитора Kenny Barronа  пойдёт речь в сегодняшнем обзоре. И если оформление конверта полностью соответствует фирменному стилю Enja Recordsскромно, неброско, атмосферно (и практически неотличимо друг от друга), то вот со звуком альбома история совсем другая.

 What If? больше напоминает не столько продукцию  Enja, сколько блюнотовские релизы второй половины 60-х. Это и не удивительно, ведь записан What If? был  в знаменитой на весь джазовый мир студии Rudy Van Geldera – человека ответственного за уникальный саунд всех пластинок Blue Note (и не только их).

Итак, альбом What If? был записан 16 февраля 1986 года (всего за один день! Это просто невероятно  – я думаю, что прослушав его вы со мною согласитесь) и, как  водится у Enja Records – в том же году выпущен в Германии и Японии.

В работе над альбомом участвовало пятеро музыкантов – сам Kenny Barron за пианино, контрабасист Cecil McBee, барабанщик Victor Lewis, трубач Wallace Roney и тенор-саксофонист John Stubblefield

Из семи записанных ими для этой пластинки пьес, четыре принадлежат авторству Kenny Barronа, одну сочинил контрабасист квинтета и две являются классическими джазовыми стандартами авторства Charlie Parker и Thelonious Monk.


Открывает пластинку баллада Phantoms c навязчивой мелодией, интересной линией баса, отличными сольными партиями пианино и трубы. 

Вместе с идущим следом блюзом What If? – с необычным басовым рефреном, оригинальным рисунком партий духовых и пианино, эти темы в полной мере демонстрируют талант Kenny Barron и как исполнителя, и как композитора.

А композиторские возможности ещё одного участника записи -  Cecil McBee показывает  завершающая первую сторону красивейшая лиричная пьеса Close To You Alone, сыгранная музыкантами в составе трио – с бесподобным контрабасом, пианино в стиле Erroll Garner и тонкой игрой барабанщика.

Сторону В начинает классический паркеровский головокружительно быстрый блюз Dexterity здесь из него сделали дуэт пианино и барабанов, в котором Barron и Lewis демонстрируют не только виртуозное владение инструментами, но и редкое взаимопонимание (неудивительно что после этой записи Victor Lewis на долгие годы становится постоянным участником проектов пианиста).

Следом снова идут две темы авторства Kenny Barronрасслабленный свинг Voyage (а в том же 1986 году ставший главным хитом одноимённого альбома знаменитого саксофониста Stan Getz) сыгранный музыкантами просто блестяще и вальс Lullaby c «колтрейновским» саксофоном и прекрасным дуэтом баса и пианино (ничуть не хуже на мой взгляд работ Bill Evans и Scott LaFarо).

А точку в этом альбоме ставит сольное исполнение пианистом пьесы великого Thelonious Monk (никуда от него не деться) Trinkle TinkleBarron делает из неё местами разудалый свинг, а местами и вовсе регтайм (забавное ощущение, как будто Монка играет Art Tatum).


Филадельфия – родина многих знаменитых  музыкантов и именно там в 1943 году родился один из самых значимых пианистов современного джаза Kenny Barron. В двенадцатилетнем возрасте Kenny сам придумывал джазовые импровизации, в 15 лет начал профессиональную карьеру, а в 18 попал в «высшую лигу» мирового джаза, став штатным участником группы Dizzy Gillespie.

С тех пор послужной список Barronа стремительно рос - среди сотен альбомов в дискографии пианиста есть сольные проекты, дуэты с самыми разными инструменталистами, многочисленные работы в качестве сайдмена. Одно лишь перечисление имён музыкантов сотрудничавших с Kenny способно вызвать изумление у любого знатока джаза.

За плечами Kenny Barronа и долгие годы активной преподавательской деятельности – многие из современных звёзд являются его учениками. Нельзя не отметить безусловный композиторский талант Kennyего пьесам, как собственно и его исполнительской манере присущи удивительный такт, интеллигентность и чувство меры (он в равной степени далёк и от авангардных дел, и от мейнстримового поп-джаза).

Я считаю, что большой удачей для пианиста стало участие в записи этой пластинки контрабасиста Cecil McBee и барабанщика Victor Lewisна долгие годы ставших для Kenny Barronа идеальными партнёрами для его проектов.

 Cecil McBee является, как мне кажется, одним из самых продвинутых и универсальных контрабасистов пост-бопа, способным с равным успехом играть в самых разных стилях и с самыми разными музыкантами. Cecil McBee выглядит на своём месте и в проектах с Andrew Hill и  Dave Liebman, и на альбомах Chet Baker и Art Pepper.

Родился McBee в 1935 году в небольшом городке Оклахомы и с 17 лет параллельно с получением музыкального образования стал выступать в местных ночных клубах. Но по настоящему его джазовая карьера стала развиваться лишь в середине 60-х, когда переехав в Нью Йорк контрабасист начал играть и записываться с такими знаменитыми музыкантами как Miles Davis и Jackie McLean

Cecil McBee обладает великолепной техникой, неординарным музыкальным мышлением и явным импровизаторским даром, что делает его участие в записи любой пластинки очевидным бонусом.

Всё сказанное в полной мере относится и к следующему участнику ритм-секции - барабанщику Victor Lewis. Родился Victor в 1950 году в семье музыкантов (его отец играл на саксофоне, а мать была пианисткой), давших ему хорошее музыкальное образование. Так что, когда в 15 лет Lewis начал профессионально играть на барабанах на площадках родной Омахи, предложения посыпались одно за одним (оказалось, что Victor Lewis в отличии от большинства местных ударников умеет читать музыку) –  музыкант только успевал работать в разных шоу, цирке, других коммерческих проектах .
Шло время, ни о каком таком джазе Lewis особенно и не помышлял, пока однажды ему не попалась запись квинтета Miles Davis с Tony Williams за барабанами. Это событие изменило жизнь музыканта – сначала Victor собирает свой квинтет, а затем начинает карьеру сайдмена с  Hank Crawford и Woody Shaw. К тому же у  Victor Lewis обнаружился явный талант композитора и аранжировщика, так что уже в 80-е Victor стал одним из самых востребованных джазовых музыкантов, каковым и является до сих пор.

Родившийся в 1945 году John Stubblefield входит (и не без оснований) в число самых влиятельных и новаторских тенор-саксофонистов постколтрейновского поколения. Он выпустил немало интересных сольных альбомов, успешно сотрудничал и с известными авангардистами (Lester Bowie и Anthony Braxton), и c более традиционными музыкантами (Nat Adderley и Freddie Hubbard) но, как и большинство его сверстников, всё же не смог (на мой взгляд) выйти из-за тени гения.

 Как-то в одном из интервью Archie Shepp сказал, что в середине 60-х у начинающего тенора было два пути -  или пытаться играть как Coltrane, зная что никогда не сможешь приблизиться к его уровню, или же играть что и как угодно (и чаще всего плохо) лишь бы не быть на него похожим. 
Кстати, в пятидесятые та же история случилась и с целым поколением альт-саксофонистов, взявших в руки инструмент после Charlie Parker.

Тем не менее, John Stubblefield очень и очень приличный музыкант –не зря его совместные проекты с Kenny Barron вовсе не ограничиваются одной лишь этой пластинкой.

А самым молодым участником этой записи стал 25-летний трубач Wallace Roney. Музыкант родился в 1960 году, его семья занимала достаточно высокое положение в американском обществе, что безусловно помогло Wallace получить блестящее музыкальное образование. Среди учителей Roney были Dizzy Gillespie и Clark Terry, а начиная с 1985 года и до самой своей смерти шефство над ним взял сам великий и ужасный Miles Davis (кстати единственный известный случай такого гуманизма со стороны маэстро).

Если прибавить к этому несомненную одарённость Wallace Roney (в четырёхлетнем возрасте он уже играл на трубе, а в 19 был признан лучшим молодым джазовым музыкантом года), то неудивительно, что на протяжении вот уже тридцати лет Wallace  является одним из лучших хард- и пост-боповых трубачей.


Без сомнения, John Stubblefield известный и талантливый саксофонист, но на What If?  его игра ничем особенным не запоминается, а Wallace Roney хотя и выдаёт несколько превосходных соло на трубе, но (видимо в силу молодого возраста) излишне аккуратен и осторожен. 
Так что своим звучанием What Ifво многом обязан прежде всего пианисту, контрабасисту и барабанщику–по большому счёту это трио и определило саунд этого альбома,  который однозначно достоин того, чтобы стоять на полке у каждого любителя джаза, а не только у поклонников пост-бопа.

И в заключении мой традиционный рейтинг:

Музыка – 5 (это высший пилотаж и в исполнении, и в подбор материала)
Звук – 5 (думаю, с этим согласятся даже противники звучания Enja Records)
Оформление – 4 (всё в стиле лейбла – с двух метров не отличишь от любого другого релиза)
Доступность – 3 (предложений я нашёл всего три –из них две явные мочалки, а ещё одна обойдётся под 40 у.е)

Ссылка на видео https://youtu.be/woD0xfOXDHo

Комментарии