Обзор LP Kenny Barron What If?
Здравствуйте. Я уже неоднократно говорил о том, что любой серьёзный джазовый лейбл имеет своё лицо. У Blue Note и Verve, у Riverside и ECM - у каждого из них свой взгляд на подбор
музыкального материала и музыкантов для его исполнения, свой стиль оформления
обложек и свой характер звучания пластинок.
Безусловно, что всё это относится и замечательному немецкому лейблу Enja Records. Тем не менее, в его заслуживающим всяческого уважения каталоге из сотен первоклассных релизов есть несколько работ, весьма отличающихся от фирменной концепции.
Об одной из таких пластинок –What If? пианиста и композитора Kenny Barronа пойдёт речь в сегодняшнем обзоре. И если оформление конверта полностью соответствует фирменному стилю Enja Records – скромно, неброско, атмосферно (и практически неотличимо друг от друга), то вот со звуком альбома история совсем другая.
What If? больше напоминает не столько продукцию Enja, сколько блюнотовские релизы второй половины 60-х. Это и не удивительно, ведь записан What If? был в знаменитой на весь джазовый мир студии Rudy Van Geldera – человека ответственного за уникальный саунд всех пластинок Blue Note (и не только их).
Итак, альбом What If? был записан 16 февраля 1986 года (всего за один день! Это просто невероятно – я думаю, что прослушав его вы со мною согласитесь) и, как водится у Enja Records – в том же году выпущен в Германии и Японии.
В работе над альбомом участвовало пятеро музыкантов – сам Kenny Barron за пианино, контрабасист Cecil McBee, барабанщик Victor Lewis, трубач Wallace Roney и тенор-саксофонист John Stubblefield.
Из семи записанных ими для этой пластинки пьес, четыре принадлежат авторству Kenny Barronа, одну сочинил контрабасист квинтета и две являются классическими джазовыми стандартами авторства Charlie Parker и Thelonious Monk.
Открывает пластинку баллада Phantoms – c навязчивой мелодией, интересной линией баса, отличными сольными партиями пианино и трубы.
Вместе с идущим следом блюзом What If? – с необычным басовым рефреном, оригинальным рисунком партий духовых и пианино, эти темы в полной мере демонстрируют талант Kenny Barron и как исполнителя, и как композитора.
А композиторские возможности ещё одного участника записи - Cecil McBee показывает завершающая первую сторону красивейшая лиричная пьеса Close To You Alone, сыгранная музыкантами в составе трио – с бесподобным контрабасом, пианино в стиле Erroll Garner и тонкой игрой барабанщика.
Сторону В начинает классический паркеровский головокружительно быстрый блюз Dexterity – здесь из него сделали дуэт пианино и барабанов, в котором Barron и Lewis демонстрируют не только виртуозное владение инструментами, но и редкое взаимопонимание (неудивительно что после этой записи Victor Lewis на долгие годы становится постоянным участником проектов пианиста).
Следом снова идут две темы авторства Kenny Barron – расслабленный свинг Voyage (а в том же 1986 году ставший главным хитом одноимённого альбома знаменитого саксофониста Stan Getz) сыгранный музыкантами просто блестяще и вальс Lullaby – c «колтрейновским» саксофоном и прекрасным дуэтом баса и пианино (ничуть не хуже на мой взгляд работ Bill Evans и Scott LaFarо).
А точку в этом альбоме ставит сольное исполнение пианистом пьесы великого Thelonious Monk (никуда от него не деться) Trinkle Tinkle –Barron делает из неё местами разудалый свинг, а местами и вовсе регтайм (забавное ощущение, как будто Монка играет Art Tatum).
Филадельфия
– родина многих знаменитых музыкантов и именно там в 1943 году родился
один из самых значимых пианистов современного джаза Kenny Barron. В двенадцатилетнем возрасте Kenny сам придумывал джазовые импровизации,
в 15 лет начал профессиональную карьеру, а в 18 попал в «высшую лигу» мирового
джаза, став штатным участником группы Dizzy Gillespie.
С тех пор послужной список Barronа стремительно рос - среди сотен альбомов в дискографии пианиста есть сольные проекты, дуэты с самыми разными инструменталистами, многочисленные работы в качестве сайдмена. Одно лишь перечисление имён музыкантов сотрудничавших с Kenny способно вызвать изумление у любого знатока джаза.
За плечами Kenny Barronа и долгие годы активной преподавательской деятельности – многие из современных звёзд являются его учениками. Нельзя не отметить безусловный композиторский талант Kenny – его пьесам, как собственно и его исполнительской манере присущи удивительный такт, интеллигентность и чувство меры (он в равной степени далёк и от авангардных дел, и от мейнстримового поп-джаза).
Я считаю, что большой удачей для пианиста стало участие в записи этой пластинки контрабасиста Cecil McBee и барабанщика Victor Lewis, на долгие годы ставших для Kenny Barronа идеальными партнёрами для его проектов.
Cecil McBee является, как мне кажется, одним из самых продвинутых и универсальных контрабасистов пост-бопа, способным с равным успехом играть в самых разных стилях и с самыми разными музыкантами. Cecil McBee выглядит на своём месте и в проектах с Andrew Hill и Dave Liebman, и на альбомах Chet Baker и Art Pepper.
Родился McBee в 1935 году в небольшом городке Оклахомы и с 17 лет параллельно с получением музыкального образования стал выступать в местных ночных клубах. Но по настоящему его джазовая карьера стала развиваться лишь в середине 60-х, когда переехав в Нью Йорк контрабасист начал играть и записываться с такими знаменитыми музыкантами как Miles Davis и Jackie McLean.
Cecil McBee обладает великолепной техникой, неординарным
музыкальным мышлением и явным импровизаторским даром, что делает его участие в
записи любой пластинки очевидным бонусом.
Всё сказанное в полной мере относится и к следующему участнику ритм-секции - барабанщику Victor Lewis. Родился Victor в 1950 году в семье музыкантов (его отец играл на саксофоне, а мать была пианисткой), давших ему хорошее музыкальное образование. Так что, когда в 15 лет Lewis начал профессионально играть на барабанах на площадках родной Омахи, предложения посыпались одно за одним (оказалось, что Victor Lewis в отличии от большинства местных ударников умеет читать музыку) – музыкант только успевал работать в разных шоу, цирке, других коммерческих проектах .
Шло время, ни о каком таком джазе Lewis особенно и не помышлял, пока однажды ему не попалась запись
квинтета Miles Davis с Tony Williams за барабанами. Это событие изменило жизнь музыканта
– сначала Victor собирает свой квинтет, а затем начинает карьеру сайдмена с Hank Crawford и Woody Shaw. К тому же у Victor Lewis обнаружился явный талант
композитора и аранжировщика, так что уже в 80-е Victor стал одним из самых востребованных джазовых музыкантов,
каковым и является до сих пор.
Родившийся в 1945 году John Stubblefield входит (и не без оснований) в число самых влиятельных и новаторских тенор-саксофонистов постколтрейновского поколения. Он выпустил немало интересных сольных альбомов, успешно сотрудничал и с известными авангардистами (Lester Bowie и Anthony Braxton), и c более традиционными музыкантами (Nat Adderley и Freddie Hubbard) но, как и большинство его сверстников, всё же не смог (на мой взгляд) выйти из-за тени гения.
Как-то в одном из интервью Archie Shepp сказал, что в середине 60-х у начинающего тенора было два пути - или пытаться играть как Coltrane, зная что никогда не сможешь приблизиться к его уровню, или же играть что и как угодно (и чаще всего плохо) лишь бы не быть на него похожим.
Кстати, в пятидесятые та же
история случилась и с целым поколением альт-саксофонистов, взявших в руки
инструмент после Charlie Parker.
Тем не менее, John Stubblefield очень и очень приличный музыкант –не зря его совместные проекты с Kenny Barron вовсе не ограничиваются одной лишь этой пластинкой.
А самым молодым участником этой записи стал 25-летний трубач Wallace Roney. Музыкант родился в 1960 году, его семья занимала достаточно высокое положение в американском обществе, что безусловно помогло Wallace получить блестящее музыкальное образование. Среди учителей Roney были Dizzy Gillespie и Clark Terry, а начиная с 1985 года и до самой своей смерти шефство над ним взял сам великий и ужасный Miles Davis (кстати единственный известный случай такого гуманизма со стороны маэстро).
Если прибавить к этому несомненную одарённость Wallace Roney (в четырёхлетнем возрасте он уже играл на трубе, а в 19 был признан лучшим молодым джазовым музыкантом года), то неудивительно, что на протяжении вот уже тридцати лет Wallace является одним из лучших хард- и пост-боповых трубачей.
Без сомнения, John Stubblefield известный и талантливый саксофонист, но на What If? его игра ничем особенным не запоминается, а Wallace Roney хотя и выдаёт несколько превосходных соло на трубе, но (видимо в силу молодого возраста) излишне аккуратен и осторожен.
Так что своим звучанием What If? во многом обязан прежде всего пианисту, контрабасисту и барабанщику–по большому счёту это трио и определило саунд этого альбома, который однозначно достоин того, чтобы стоять на полке у каждого любителя джаза, а не только у поклонников пост-бопа.
И в заключении мой традиционный рейтинг:
Музыка – 5 (это высший пилотаж и в исполнении, и в подбор материала)
Звук – 5 (думаю,
с этим согласятся даже противники звучания Enja
Records)
Оформление – 4 (всё
в стиле лейбла – с двух метров не отличишь от любого другого релиза)
Доступность – 3 (предложений
я нашёл всего три –из них две явные мочалки, а ещё одна обойдётся под 40 у.е)
Ссылка на видео https://youtu.be/woD0xfOXDHo
Комментарии
Отправить комментарий