Обзор LP Tommy Flanagan Trio "Overseas"



 Здравствуйте! Меня по-прежнему зовут Олег, и сегодня мы поговорим о пластинке под названием Overseas”  записанной музыкантами Tommy Flanagan Trio на небольшой шведской фирме Metronome в 1957 году, и
через год  изданной на знаменитом американском джазовом лейбле “Prestige”.

«Metronome» была основана в 1949 году в пригороде города Стокгольма тремя  друзьями - братьями Lars и Anders Burman и их приятелем Borje Ekberg. Через несколько лет были открыты  филиалы лейбла с собственными студиями сначала в Данииа затем и в Германиии. Изначально ориентируясь преимущественно на джаз, со временем Metronome” стал издавать и поп-  и рокмузыку,  а в конце 70-х годов прошлого века все его отделения и вовсе были поглощены гигантами Warner Music и Universal.

На фото лицензионное издание японской фирмы Union Records  - оно,  как и оригинал в моно варианте, но со своим собственным  оформлением , которое совершенно отличается от престижевского. Вообще, при покупке этого LP надо учитывать, что  в природе существуют несколько вариантов оформления и конверта и  самой пластинки, причём  все они различаются по звуку (принцип, как всегда не оригинален – чем старее, тем лучше).

Но вернёмся к предмету нашего обзора. На этом LP трое музыкантов – Tommy Flanagan, играющий на фортепиано, контрабасист Wilbur Little и барабанщик Elvin Jones, записали 9 пьес. Шесть принадлежат авторству самого Flanagan, а три оставшиеся – джазовые стандарты (в том числе и знаменитая паркеровская RelaxinAtCamarillo”).

Замечательный американский пианист и композиторTommy Flanagan, родившийся в 1930 году в городе Детройте, не входил в число новаторов  джаза, какими были Bud Powell и Cecil Taylorили таких виртуозов клавиш, как Art Tatum и Oscar Peterson. Тем не менее, Flanagan уже при жизни считался одним из самых выдающихся джазовых пианистов второй половины 20 века, а его манера игры оказала и продолжает оказывать огромное влияние на пианистов самых разных возрастов.

За свою почти что 30-летнюю карьеру в качестве сайдмена Tommy Flanagan поучаствовал в записях нескольких сотен  пластинок, многие из которых  стали джазовой классикой, а как минимум три–Saxophone Colossus” Sonny Rollins, Giant Steps” John Coltrane и The Incredible Jazz Guitar” Wes Montgomery -вехами в развитии мирового джаза. А проработав 16 лет (с 1962  по 1978 годы) концертмейстером и пианистом у самой Ella Fitzgerald, Tommy окончательно завоевал себе репутацию одного из лучших (наряду с Wynton Kelly и Oscar Petersen) аккомпаниаторов за всю историю джаза .

Но настоящее признание пришло к Tommy Flanagan только  когда  он, уйдя от Fitzgerald,  вплотную занялся своей сольной карьерой, выпустив в качестве лидера (чаще всего  трио или дуэта) более тридцати альбомов.
Оказалось, что у пианиста своя  уникальная манера игры, в основе которой лежит феноменальный музыкальный слух и безграничная фантазия, врождённое чувство стиля и острый юмор,  удивительная лёгкость и внимание к самым мелким музыкальным нюансам.

Многие утверждают, что Flanagan относится к тем музыкантам, которые  как хорошее вино, с годами становятся только лучше – и у нас будет возможность в этом убедиться, когда мы поговорим о ещё одной пластинке этого замечательного пианиста, записанной им через 20 лет после Overseas”. Но об этом в следующем обзоре, а сейчас продолжим рассказ о других участниках этой записи.

Родившийся в 1927 году американский джазовый барабанщик Elvin Jones, известен, наверное, всем любителям джаза прежде всего как участник великого квартета John Coltrane, в котором Jones играл с 1960 по 1966 год.
Но и  собственное творчество Elvin заслуживает самого пристального внимания -за свою 55-летнюю музыкальную карьеру (а умер он в 2004 году), барабанщик выпустил около пятидесяти пластинок  под своим именем,  и ещё где-то около двухсот в качестве сайдмена.

Новаторская  игра  Elvin Jones прекрасно подходила  и модальному джазу, и авангарду, и фри-джазу, расширяя возможности исполнителя и инструмента. Неудивительно, что практически все барабанщики пост-боповой  эры попали под её влияние. Один из величайших ударников за всю историю джаза, безусловный новатор и виртуозный музыкант, Elvin ещё и младший брат  двух замечательных музыкантов -пианиста Hank и трубача Thad Jones.

На первый взгляд, третий участник трио–контрабасист Wilbur Little несомненно уступает партнёрам и по известности, и своему вкладу в развитие джаза, да и по уровню исполнительского мастерства, но на этой пластинке он явно на своём месте. Ведь когда несколько мужчин собираются вместе играть джаз, все предыдущие заслуги и регалии ничего не значат, важно только одно — в данный момент ты это или можешь, или нет. И Wilbur на Overseasубедительно доказал, что он это может.

Родился Little в 1928 году  в Северной Каролине, отслужил в армии, как и остальные музыканты трио, а  в конце 40-х переехал в Вашингтон и  начал профессиональную карьеру контрабасиста (интересно, что до службы Wilbur играл на пианино). Последние 10 лет жизни музыкант прожил в Голландии, где и умер в 1987 году, оставив после себя много отличных записей.  Его контрабас можно услышать на пластинках Freddie Hubbard и Duke JordanJ.J. Johnson и Archie Shepp.


 Всем участникам трио на момент записи этой пластинки не было и тридцати лет. И, хотя каждый из них уже был достаточно  известен в джазовых кругах, всё самое интересное ещё было впереди. Пройдёт три года и барабанщик Elvin Jones примет, пожалуй, самое важное решение в своей жизни – он присоединится  к квартету John Coltrane,  навсегда войдя в историю джаза.


 Тогда же пианист Tommy Flanagan будет участвовать в записи знаменитой Giant Steps, которая показала миру не только новый джаз, но и  нового Coltrane. Затем будут  долгие годы  работы с великой Ella Fitzgerald, и только через много лет, в конце 70-х,  пианист снова начнёт записываться в качестве лидера. Но это уже будет совсем другой Tommy Flanagan - уверенный в себе, обладающий огромным опытом работы с лучшими музыкантами планеты,  джазовый классик, игрой которого восхищаются молодые музыканты.

Тем мне и интересна эта пластинка - ведь у музыкантов  всё ещё только начинается. Заметно, что барабанщику временами тесно в рамках представленного материала,  пианист, видимо из врождённой интеллигентности” вынужден постоянно себя сдерживать, да и контрабасист явно не позволяет себе ни шага в сторону.


Но при всём этом Overseas  - это вне всякого сомнения  первоклассный джаз, изобретательный, с интересными гармоническими и ритмическими ходами, полный юмора и позитива, элегантный и виртуозный.  К тому же, эта пластинка совершенно не воспринимается старомодной, несмотря  на прошедшие шестьдесят лет. Elvin Jones уже тогда демонстрировал свои полиритмические чудеса на барабанах, Tommy Flanagan плетёт на фортепиано изумительной красоты и лёгкости  кружева, а Wilbur Little  скрепляет все это своей  полной  драйва и настоящего свинга  игрой.

 В следующем своём  обзоре я  расскажу о ещё одной пластинке Tommy Flanagan Trio под названием “Eclypso”, записанной через два десятилетия после после Overseas”. Мне кажется, что будет интересно посмотреть, что изменилось и в джазе, и в игре музыкантов за это время.

А под конец, мой традиционный рейтинг:
Музыка -5,
Звук -5 (не надо бояться моно, особенно если пластинка 70-хгодов и моложе – они совершенно  нормально звучат и без моно-голов), 
Оформление -4 (где фото Wilbur Little !),

Доступность -5 (на аукционе сегодня больше 10 предложений от 18 и до 60 у.е.)

Ну вот и всё на сегодня. Всем пока. Смотрите и читайте мои обзоры. Слушайте джаз.

Ссылка на видеообзор  https://youtu.be/DGK-ipQQKAk

Комментарии