Обзор LP Tommy Flanagan Trio "Overseas"
Здравствуйте! Меня по-прежнему зовут Олег, и сегодня мы поговорим о
пластинке под названием “Overseas” записанной музыкантами Tommy Flanagan Trio на небольшой шведской фирме “Metronome” в 1957 году, и
через
год изданной на знаменитом
американском джазовом лейбле “Prestige”.
«Metronome» была основана в 1949 году
в пригороде города Стокгольма тремя друзьями - братьями Lars и Anders Burman и их приятелем Borje Ekberg. Через несколько лет были открыты филиалы лейбла с
собственными студиями сначала в Дании, а
затем и в Германиии. Изначально
ориентируясь преимущественно на джаз,
со временем “Metronome” стал издавать и поп-
и рок- музыку,
а в конце 70-х годов прошлого
века все его отделения и вовсе были поглощены гигантами Warner Music и Universal.
На фото лицензионное
издание японской фирмы Union Records - оно, как и оригинал в моно варианте, но со своим собственным оформлением , которое совершенно
отличается от престижевского. Вообще, при покупке этого LP надо учитывать, что в природе существуют несколько вариантов
оформления и конверта и самой пластинки,
причём все они различаются по звуку
(принцип, как всегда не оригинален – чем старее, тем лучше).
Но
вернёмся к предмету нашего обзора. На этом LP трое
музыкантов – Tommy Flanagan, играющий на фортепиано, контрабасист
Wilbur Little и барабанщик Elvin Jones, записали 9 пьес. Шесть принадлежат авторству самого Flanagan,
а три
оставшиеся – джазовые стандарты (в том числе и знаменитая паркеровская “Relaxin’ AtCamarillo”).
Замечательный
американский пианист и композиторTommy Flanagan, родившийся в 1930 году в городе Детройте,
не входил в число новаторов джаза,
какими были Bud Powell и Cecil Taylor, или таких виртуозов клавиш, как Art Tatum и Oscar Peterson. Тем не менее, Flanagan уже при жизни считался одним из
самых выдающихся джазовых пианистов второй половины 20 века, а его манера игры оказала и продолжает оказывать огромное
влияние на пианистов самых разных возрастов.
За свою
почти что 30-летнюю карьеру в
качестве сайдмена Tommy Flanagan поучаствовал в записях нескольких
сотен пластинок, многие из которых стали джазовой классикой, а как минимум три–“Saxophone Colossus” Sonny Rollins, “Giant Steps” John Coltrane и “The Incredible Jazz Guitar” Wes Montgomery -вехами в развитии мирового джаза.
А проработав 16 лет (с 1962
по 1978 годы) концертмейстером и пианистом у самой Ella Fitzgerald, Tommy окончательно завоевал себе репутацию одного из лучших
(наряду с Wynton Kelly и Oscar Petersen) аккомпаниаторов за всю историю джаза .
Но
настоящее признание пришло к Tommy Flanagan только когда он, уйдя от Fitzgerald, вплотную занялся своей сольной карьерой, выпустив
в качестве лидера (чаще всего трио или дуэта)
более тридцати альбомов.
Оказалось,
что у пианиста своя уникальная манера игры,
в основе которой лежит феноменальный музыкальный слух и безграничная фантазия, врождённое чувство стиля и острый юмор, удивительная лёгкость и внимание к самым
мелким музыкальным нюансам.
Многие утверждают,
что Flanagan относится к тем музыкантам, которые как хорошее вино, с годами становятся только
лучше – и у нас будет возможность в этом убедиться, когда мы поговорим о ещё
одной пластинке этого замечательного пианиста, записанной им через 20 лет после “Overseas”.
Но об этом
в следующем обзоре, а сейчас продолжим рассказ о других участниках этой записи.
Родившийся
в 1927 году американский джазовый
барабанщик Elvin Jones, известен, наверное, всем любителям джаза
прежде всего как участник великого квартета John Coltrane, в котором Jones играл с 1960 по 1966 год.
Но и собственное творчество Elvin заслуживает самого пристального
внимания -за свою 55-летнюю
музыкальную карьеру (а умер он в 2004 году),
барабанщик выпустил около пятидесяти пластинок
под своим именем, и ещё где-то
около двухсот в качестве сайдмена.
Новаторская игра Elvin Jones прекрасно подходила и модальному джазу, и авангарду, и фри-джазу,
расширяя возможности исполнителя и инструмента. Неудивительно, что практически
все барабанщики пост-боповой эры попали
под её влияние. Один из величайших ударников за всю историю джаза, безусловный
новатор и виртуозный музыкант, Elvin ещё и младший брат двух замечательных музыкантов -пианиста Hank и трубача Thad Jones.
На первый
взгляд, третий участник трио–контрабасист Wilbur Little несомненно уступает партнёрам и по известности, и своему
вкладу в развитие джаза, да и по уровню исполнительского мастерства, но на этой
пластинке он явно на своём месте. Ведь когда несколько мужчин собираются вместе
играть джаз, все предыдущие заслуги и регалии ничего не значат, важно только
одно — в данный момент ты это или можешь, или нет. И Wilbur на “Overseas”
убедительно доказал, что он это может.
Родился Little в 1928 году в Северной Каролине, отслужил в армии, как и остальные музыканты трио, а в конце
40-х переехал в Вашингтон и начал профессиональную карьеру контрабасиста (интересно,
что до службы Wilbur играл на пианино). Последние 10 лет жизни музыкант прожил в Голландии,
где и умер в 1987 году, оставив после
себя много отличных записей. Его контрабас
можно услышать на пластинках Freddie Hubbard и Duke Jordan, J.J. Johnson и Archie Shepp.
Тем мне и
интересна эта пластинка - ведь у музыкантов
всё ещё только начинается. Заметно, что барабанщику временами тесно в
рамках представленного материала, пианист,
видимо из “врождённой
интеллигентности” вынужден постоянно
себя сдерживать, да и контрабасист явно не позволяет себе ни шага в сторону.
Но при
всём этом “Overseas”
- это вне всякого сомнения
первоклассный джаз, изобретательный, с интересными гармоническими и ритмическими
ходами, полный юмора и позитива, элегантный и виртуозный. К тому же, эта пластинка совершенно не
воспринимается старомодной, несмотря на
прошедшие шестьдесят лет. Elvin Jones уже тогда демонстрировал
свои полиритмические чудеса на барабанах, Tommy Flanagan плетёт на фортепиано изумительной красоты и лёгкости кружева, а Wilbur Little скрепляет все это
своей полной драйва и настоящего свинга игрой.
В следующем своём обзоре я
расскажу о ещё одной пластинке Tommy Flanagan Trio под названием “Eclypso”, записанной через два десятилетия после после “Overseas”. Мне кажется, что будет интересно
посмотреть, что изменилось и в джазе, и в игре музыкантов за это время.
А под
конец, мой традиционный рейтинг:
Музыка -5,
Звук -5
(не надо бояться моно, особенно если пластинка 70-хгодов и моложе – они совершенно
нормально звучат и без моно-голов),
Оформление
-4 (где фото Wilbur Little !),
Доступность -5 (на аукционе сегодня больше 10 предложений от 18 и до
60 у.е.)
Ну вот и
всё на сегодня. Всем пока. Смотрите и читайте мои обзоры. Слушайте джаз.
Ссылка на видеообзор https://youtu.be/DGK-ipQQKAk
Комментарии
Отправить комментарий