обзор LP Eddie Harris Quartet "Freedom Jazz Dance"
Одним из первых LP, приобретённых мною ещё в начале 2000-годов, в самом начале моего увлечения джазом, стала пластинка "Freedom jazz dance", с которой я и начну свои обзоры.
Запись была сделана музыкантами Eddie Harris Quartet в 1994, а через три года релиз вышел на лейбле "Venus". Эта небольшая японская фирма, основанная в 1992 году господином Тецуо Хара ( кстати, до этого работавшим продюсером на гиганте звукозаписи RCA Victor) отличается на мой взгляд нехитрой, но очень эффективной редакторской политикой - берётся джазовая классика, для записи которой в студию приглашают джазовых классиков, вся эта красота прекрасно записывается и издаётся на высококачественных носителях.
В "узких кругах" западных меломанов "Venus" ценится за высочайшее качество своих релизов (кстати, не только винила, но и CD) - это и совершенно уникальный, глубокий, объёмный, похожий на концертный, но при этом очень чёткий саунд, и практически неубиваемый пластик, и собственно то, ради чего мы и покупаем пластинки - отличное качество музыкального материала.
К сожалению (и наш случай увы не исключение), недостатки часто являются продолжением достоинств - всё вышеперечисленное, плюс небольшие тиражи и практически полное отсутствие переизданий- привели к редкости продукции "Venus"на вторичке и высокой стоимости (на момент написания статьи я нашёл на аукционах лишь одно предложение за 50 у.е.+18 за доставку).Ещё не могу не отметить крайне дурацкое (на мой взгляд) оформление большой части релизов в стиле сборников "Love ballads" 90-х годов.
К счастью, креативный гений издателей обошёл стороной "Freedom jazz dance", и мы лишены возможности полюбоваться жгучей брюнеткой с бокалом мартини на обложке - но зато там есть название пластинки и квартета с фотографией Eddie Harrisa, а на обороте
конверта даже фото всех участников - самого Harrisa, играющего на тенор-саксофоне, пианиста Jacky Terrassona, контрабасиста George Mraza и барабанщика Billy Harta.По названиям записанных на LP пьес, любой ориентирующийся в джазе или обладающий пытливым умом и доступом в интернет (а часто это одни и те же люди) отметит, что музыканты взяли для исполнения шесть классических джазовых стандартов.
Открывает пластинку пьеса "Freedom jazz dance", давшая название всему альбому. Написанная Edde Harris в 1965 году, с тех пор она входит в репертуар огромного количества музыкантов, а критики считают канонической версию с альбома "Miles Smiles" великого Miles Davis. В этом же варианте исполнения партия трубы отсутствует (хотя Harris легко мог бы сыграть и на ней), но Eddie не стал "тянуть на себя одеяло", предоставив каждому из участников квартета возможность в полной мере проявить своё понимание музыкального материала - чем они (на мой взгляд) блестяще воспользовались. Мне данный вариант исполнения нравится гораздо больше - он более "рафинирован", музыканты играют глубже и строже, в отличие от некоторой "избыточности" происходящего у Davis.
Следом на пластинке идут две лирические баллады, автором одной из которых является контрабасист квартета. Это настоящие джазовые стандарты -великолепные мелодии в них соседствуют с простором для импровизаций. Они очень интересно сыграны - воздушное и в чём-то даже меланхоличное звучание, непонятным для меня образом сочетается с большим драйвом и изобретательными и заводными сольными партиями.
Вторую сторону LP открывает известнейшая пьеса замечательного трубача, флюгельгорниста и композитора Freddie Hubbard, написанная им в 1967 году и по стилистике похожая на заглавную тему пластинки - нестандартные мелодические и ритмические ходы, и сложная, но при этом запоминающаяся мелодия. У меня как и в случае с пьесой Eddie Harris, складывается ощущение, что эта запись сделана буквально пару лет назад - настолько современно и актуально она звучит, несмотря на прошедшие десятилетия.
Идущая следом "Georgia On My Mind" стала знаменитой ещё в начале шестидесятых, во многом благодаря исполнению Rey Charles. Я вообще люблю блюзы, а это как раз один из самых мною любимых - поэтому с чистой совестью могу заявить, что версия музыкантов близка к идеалу. Наверное, именно так и надо играть блюзы - без истерики с одной стороны, и соплей с другой. Отдельный респект пианисту - он здесь временами так "даёт Монка", что у меня аж мурашки по спине бегают.
И последний трек на пластинке называется "Stars Fell on Alabama". "Звёзды падали на Алабаму прошлой ночью..." - голос Frank Sinatra звучит у меня в голове всякий раз, когда я вижу это название. А кто-то вспомнит великих Эллу с Луисом, или несравненную Billie Holliday. Кто-то подсчитал, что с 1934 года эту пьесу записали более сотни музыкантов - Sonny Stitt и Ben Webster, Stan Getz и Erroll Garner, John Coltrane и Cannonball Adderley... У Eddie Harris Quartet получилась отличная версия - она и классическая, и авангардная, меланхоличная и страстная, по-хорошему старомодная и рассказанная современным джазовым языком.
Я уже писал, что "Freedom Jazz Dance" -это одна из первых, появившихся у меня джазовых пластинок. В те годы, только начиная интересоваться джазом, я ещё совершенно не разбирался в его направлениях и стилях, в его музыкантах и рекорд-компаниях - поэтому эту пластинку нельзя было считать сколь-нибудь осознанным приобретением. Свои вкусы и предпочтения у меня появились значительно позже (и успели несколько раз поменяться), тем не менее я и сейчас с удовольствием ставлю на проигрыватель этот LP. Благо, в отличие от некоторых даже "культовых" и "великих", эта работа очень ровная по материалу - на ней нет проходных и слабых номеров.
Подробную информацию о музыкантах квартета любой желающий может легко найти в интернете, поэтому я расскажу о них вкратце:
- барабанщик Billy Hart всю свою карьеру работал в основном со схожими Eddie Harris по стилю музыкантами, такими как Herbie Hancock, Wayne Shorter, McCoy Tyner. Естественно, что на этой записи Billy чувствует себя как рыба в воде. И вообще, мне нравятся такие барабанщики, сочетающие в своей игре мощь и полиритмию Elvin Jones с чистотой и точностью удара Shelly Mann.
- контрабас George Mraza всегда вовремя и всегда к месту -удивительное чувство меры и интеллигентная манера игры, свойственная лучшим европейским контрабасистам (а Иржи Мраз уроженец Чехословакии) в нём уживаются с мощью и драйвом. Очень талантливый музыкант, переигравший со многими великими от Dizzy Gillespie до Charlie Mingus.
- пианист Jacky Terrasson на момент этой записи был самым молодым (28 лет) из коллег, но, видимо, не зря он считался музыкальными критиками одним из самых многообещающих пианистов своего поколения. Во многом благодаря его игре эта пластинка и через двадцать с лишним лет звучит и интересно,и современно.
- и, наконец саксофонист, трубач, тромбонист, пианист, органист, композитор и певец -умница и талантище Eddie Harris.С некоторых пор я стал замечать, что многие, даже очень известные музыканты, предпочитают играть динамичные и быстрые произведения, которые позволяют исполнителю использующему богатый арсенал технических приёмов и фишек успешно скрывать отсутствие собственных музыкальных идей. А большую часть "Freedom Jazz Dance" как раз составляют медленные баллады и блюзы - Eddie Harris есть что сказать. Во второй половине 60-х Eddie пытался возродить уже не актуальный тогда Cool-джаз на новом уровне, используя для этого элементы таких разных стилей, как Free- , Hard-Bop, авангард и т.д. И судя по этой работе у него всё получилось.
В результате получилась замечательная пластинка, на которой прекрасная музыка сыгранная прекрасными музыкантами ещё и отлично записана. Мне кажется, что этот LP будет интересен и поклонникам Getz и Mulligan, и поклонникам Coltrane и Shepp.
Всем побывавшим на обзорах пластинкам я буду расставлять свой рейтинг.
Итак: Музыка-5
Звук-5
Оформление-4
Доступность-2 ( на аукционах я на шёл лишь одно предложение аж за 50 у.е.)
Ссылка на видеообзор https://youtu.be/Ow7gnmQkyu0
Комментарии
Отправить комментарий