Обзор LP Freddie Hubbard “Outpost”

Обзор LP Freddie Hubbard “Outpost




Всем привет. Хотя и говорится в одной известной поговорке, что обещанного ждут три года, мне хватило всего пары лет, что бы выполнить своё обещание — рассказать о пластинке знаменитого американского джазового музыканта Freddie Hubbard “Outpost.

Итак, Outpost” был записан в марте 1981 года в одной из студий Нью-Йорка. Помню, я где-то вычитал, что в этом городе около трёх сотен таких учреждений – так что Hubbard с товарищами было из чего выбрать.

 В том же 1981 году эта запись была выпущена известным джазовым лейблом из Германии Enja Records (о нём я уже рассказывал в одном из своих обзоров) одновременно в самой Германии и в Японии.

У меня в коллекции японское издание (а они с немецким абсолютно одинаковы) — с характерным для Enja Records достаточно минималистским оформлением конверта и  таким же характерным звучанием (которое имеет как своих поклонников, так и противников). 

Мне такой подход (как и в случае с другим знаменитым немецким лейблом - ECM) скорее нравится, чем нет. Я вообще считаю, что у каждого серьёзного лейба должно быть своё лицо и у Enja Records оно безусловно есть. 

На пластинке четверо музыкантов: сам Freddie Hubbard – труба, Kenny Barron – пианино, Buster Williams – контрабас и Al Foster – барабаны, исполняют пять пьес, из которых две являются известными джазовыми стандартами, а три написаны самими участниками записи.

Открывает LP  баллада Santa Anna Winds -  очень непростое и в композиционном, и в ритмическом плане произведение самого Freddie Hubbard.  Я бы даже сравнил её с презентацией возможностей Freddie и как автора, и как исполнителя — баллада напоминает мне мозаику, собранную из фрагментов практически всех стилей, в которых успел поработать за свою карьеру Hubbard – от Free до Fusion.

Следом идёт классический джазовый стандарт “You Dont Know What Love Is - лиричная пьеса, написанная в 1941 году замечательным композитором Gene DePaul. С лёгкой руки  Miles Davis, включившего её в свой знаменитый альбом 1954 года Walkin, пьеса  стала настоящим хитом, входящим в репертуар многих джазовых звёзд первой величины. Свой вариант этой «нетленки»  Hubbard со товарищи построили на дуэте трубы и контрабаса, малейшие паузы в котором виртуозно заполняет пианино Barronа барабаны Foster не дают ритму ни малейшего шанса стать монотонным.

Завершает первою сторону пластинки ещё одна вещь авторства самого Freddie Habbard - The Outpost Blues”- энергичный блюз совершенно в духе Charlie ParkerСкоростной, с прихотливой ритмикой, головокружительными соло, и как все паркеровские вещи - требующей от исполнителя виртуозного владения инструментом. Музыканты квартета то что называется «дают джазу», а сам трубач в полной мере демонстрирует свои возможности и в головокружительных соло, и в очень сложной партии рефрена.

На обороте пластинки записаны только две пьесы. Первой идёт Dual Force авторства контрабасиста квартета Buster Williams - очень интересная  на мой взгляд среднетемповая баллада с нетривиальными мелодическими и ритмическими ходами и шикарными сольными партиями. Вообще, на мой взгляд, в композиторской манере Williamsа, много общего с Herbie Hancock – не зря они долгие годы играли и продолжают играть вместе.

И наконец финальную точку альбома ставит знаменитая тема великого Eric Dolphi - LossКак и всё творчество признанного новатора джаза, эта пьеса сложна и для восприятия,  и для исполнения. И здесь музыканты не ударили в грязь лицом - пианино и труба демонстрируют отличное взаимопонимание в импровизациях, а ритм-секция и вовсе дважды молодцы - и за то, как они ведут не самый простой ритм, и  за то, как мастерски обыгрывают каждый поворот прихотливой  мелодии.

 Лидер проекта -  Freddie Hubbard родился в 1938 году в Индианаполисе и уже в 60-е, несмотря на свою молодость считался одним из самых многообещающих джазовых трубачей. Полтора десятка сольных альбомов (да и на каких лейблах - Blue Note,Impulse!Atlantic), совместные работы с John Coltrane, Eric DolphyCurtis Fuller и многими другими звёздами первой величины, одинаковое умение играть и классический би-боп, и авангард сделали Hubbardа  одним из самых востребованных музыкантов своего поколения.

В отличии от многих серьёзных джазменов, Hubbard в семидесятые годы не только сохранил активность, но и приумножил свою аудиторию за счёт поклонников других музыкальных направлений благодаря записи целой серии работ в жанре Fusion для  CTI и Columbia.  А когда уже многие из любителей джазовой музыки практически махнули рукой на музыканта, упрекая его в излишней коммерциализации, Hubbard, начиная с  Outpost стал регулярно выпускать весьма далёкие от мейнстрима тех лет пост- и хард-боповые альбомы.

В своё время манера игры юного Freddie (как и практически всех трубачей его поколения) сформировалась во многом под влиянием Clifford Brown и Lee Morgan, и музыканту потребовались годы, чтобы сформировать свой уникальный стиль. Сегодня в игре таких звёзд как Erik Truffaz, Paolo Fresu, Christian Scott и многих других слышно влияние творчества самого Freddie Hubbardкоторый безусловно входит в число самых выдающихся трубачей за всю историю джаза (и на мой взгляд является одним из самых узнаваемых по звучанию).


Контрабасист квартета Buster Williams родился в 1942 году в Нью-Джерси в семье джазового музыканта, и сразу по окончании школы, параллельно с учёбой в музыкальном колледже начал свою профессиональную карьеру в ансамбле известных саксофонистов Gene Ammons и Sonny Stitt. С тех пор  Buster стал чуть ли не самым востребованным джазовым контрабасистом, записываясь в проектах самых разных музыкантов— от Nancy Wilson и Red Rodney до McCoy Tyner и Herbie Hancock. 

Дискография его работ в качестве сайдмена насчитывает больше 100 записей, что не мешает Williams выпускать сольные пластинки (а их у него больше десятка), писать музыку для фильмов и даже рекламы, организовывать джазовые фестивали, преподавать и т.д и т.п.

Второй участник ритм-секции Al Foster – не без оснований считается одним из ведущих барабанщиков пост-бопа (что он собственно и подтверждает своей блестящей игрой на этой пластинке). Родился Al в 1943 году в музыкальной семье, его отец и дядя сами были джазовыми барабанщиками, в 9 лет у него уже была своя ударная установка, а в 17 он уже профессионально работал на сцене.

Помимо множества своих сольных пластинок и совместных работ с известнейшими музыкантами (Sonny RollinsTommy FlanaganArt Pepper и многими другим), Al Foster вошёл в историю и как бессменный (и во многом ключевой) участник всех проектов  Miles Davis на протяжении практически двух десятилетий - с 1971 по 1990 годы, заменив за барабанами самого Jack DeJohnette.

С пианистом Kenny Barron мы уже встречались в одном из предыдущих обзоров и вообще я считаю, что пришла пора рассказать о какой нибудь из его работ ведь сегодня  Barron является одним из самых известных и влиятельных пианистов если и не всего современного джаза, то его пост-бопового направления абсолютно точно.

Меня всегда радует, когда в студии собираются вместе музыканты такого уровня — как правило, это гарантия хорошего результата, что в очередной раз и подтвердила эта пластинка. .

Кстати, хорошо помню, что после первого прослушивания альбом произвёл на меня  впечатление хорошо продуманной, подготовленной, во многом даже концептуальной записи, появившейся на свет после многих дней кропотливой студийной работы. Тем сильнее было моё удивление, когда я прочитал на конверте что музыканты записали Outpost всего лишь в течении двух дней - 16 и 17 марта 1981 года.

На этой пластинке Freddie Hubbard удалось отойти от уже порядком поднадоевшей многим его поклонникам фьюжн-стилистики  и сделать практически образцовый современный пост-боповый альбом - с очень цельным, с плотным, насыщенным и динамичным звуком, разнообразным и сложным музыкальным материалом, умной и виртуозной игрой всех исполнителей. Так что, это ещё одна пластинка, которую я однозначно рекомендую в коллекцию.

Ну а в заключении — мой традиционный рейтинг:

Музыка — твёрдая 5 (все темы на альбоме как на подбор, и сыграны музыкантами просто здорово).

Звук — (я бы для себя поставил 5, но, повторюсь, звучание что продукции Enja Records, что ECM  довольно своеобразно и далеко не всем нравится — кое-кто даже считает его недостаточно аналоговым).

Оформление — 4 (ну что сказать – это даже не Европа, а именно что Германия - скромно, неброско, атмосферно).

Доступность — 3+ (на аукционах я нашёл всего пяток предложений — но зато старт от 10 у.е)

Ссылка на видеообзор https://youtu.be/kjtriKTysI0

Комментарии