Обзор LP Freddie Hubbard “Outpost”
Обзор LP Freddie Hubbard “Outpost”
Всем привет. Хотя и говорится в одной известной поговорке, что обещанного ждут три года, мне хватило всего пары лет, что бы выполнить своё обещание — рассказать о пластинке знаменитого американского джазового музыканта Freddie Hubbard “Outpost”.
Итак, “Outpost” был записан в марте 1981 года в одной из студий Нью-Йорка. Помню, я где-то вычитал, что в этом городе около трёх сотен таких учреждений – так что Hubbard с товарищами было из чего выбрать.
В том же 1981 году эта запись была выпущена известным джазовым лейблом из Германии Enja Records (о нём я уже рассказывал в одном из своих обзоров) одновременно в самой Германии и в Японии.
У меня в коллекции японское издание (а они с немецким абсолютно одинаковы) — с характерным для Enja Records достаточно минималистским оформлением конверта и таким же характерным звучанием (которое имеет как своих поклонников, так и противников).
Мне такой подход (как и в случае с другим знаменитым немецким лейблом - ECM) скорее нравится, чем нет. Я вообще считаю, что у каждого серьёзного лейба должно быть своё лицо и у Enja Records оно безусловно есть.
На пластинке четверо музыкантов: сам Freddie Hubbard – труба, Kenny Barron – пианино, Buster Williams – контрабас и Al Foster – барабаны, исполняют пять пьес, из которых две являются известными джазовыми стандартами, а три написаны самими участниками записи.
Открывает LP баллада “Santa Anna Winds” - очень непростое и в композиционном, и в ритмическом плане произведение самого Freddie Hubbard. Я бы даже сравнил её с презентацией возможностей Freddie и как автора, и как исполнителя — баллада напоминает мне мозаику, собранную из фрагментов практически всех стилей, в которых успел поработать за свою карьеру Hubbard – от Free до Fusion.
Следом идёт классический джазовый стандарт “You Don’t Know What Love Is” - лиричная пьеса, написанная в 1941 году замечательным композитором Gene DePaul. С лёгкой руки Miles Davis, включившего её в свой знаменитый альбом 1954 года „Walkin”, пьеса стала настоящим хитом, входящим в репертуар многих джазовых звёзд первой величины. Свой вариант этой «нетленки» Hubbard со товарищи построили на дуэте трубы и контрабаса, малейшие паузы в котором виртуозно заполняет пианино Barron, а барабаны Foster не дают ритму ни малейшего шанса стать монотонным.
Завершает первою сторону пластинки ещё одна вещь авторства самого Freddie Habbard - “The Outpost Blues”- энергичный блюз совершенно в духе Charlie Parker. Скоростной, с прихотливой ритмикой, головокружительными соло, и как все паркеровские вещи - требующей от исполнителя виртуозного владения инструментом. Музыканты квартета то что называется «дают джазу», а сам трубач в полной мере демонстрирует свои возможности и в головокружительных соло, и в очень сложной партии рефрена.
На обороте пластинки записаны только две пьесы. Первой идёт „Dual Force” авторства контрабасиста квартета Buster Williams - очень интересная на мой взгляд среднетемповая баллада с нетривиальными мелодическими и ритмическими ходами и шикарными сольными партиями. Вообще, на мой взгляд, в композиторской манере Williamsа, много общего с Herbie Hancock – не зря они долгие годы играли и продолжают играть вместе.
И наконец финальную точку альбома ставит знаменитая тема великого Eric Dolphi - “Loss”. Как и всё творчество признанного новатора джаза, эта пьеса сложна и для восприятия, и для исполнения. И здесь музыканты не ударили в грязь лицом - пианино и труба демонстрируют отличное взаимопонимание в импровизациях, а ритм-секция и вовсе дважды молодцы - и за то, как они ведут не самый простой ритм, и за то, как мастерски обыгрывают каждый поворот прихотливой мелодии.
В отличии от многих серьёзных джазменов, Hubbard в семидесятые годы не только сохранил активность, но и приумножил свою аудиторию за счёт поклонников других музыкальных направлений благодаря записи целой серии работ в жанре Fusion для CTI и Columbia. А когда уже многие из любителей джазовой музыки практически махнули рукой на музыканта, упрекая его в излишней коммерциализации, Hubbard, начиная с “Outpost” стал регулярно выпускать весьма далёкие от мейнстрима тех лет пост- и хард-боповые альбомы.
В своё время манера игры юного Freddie (как и практически всех трубачей его поколения) сформировалась во многом под влиянием Clifford Brown и Lee Morgan, и музыканту потребовались годы, чтобы сформировать свой уникальный стиль. Сегодня в игре таких звёзд как Erik Truffaz, Paolo Fresu, Christian Scott и многих других слышно влияние творчества самого Freddie Hubbard, который безусловно входит в число самых выдающихся трубачей за всю историю джаза (и на мой взгляд является одним из самых узнаваемых по звучанию).
Контрабасист квартета Buster Williams родился в 1942 году в Нью-Джерси в семье джазового музыканта, и сразу по окончании школы, параллельно с учёбой в музыкальном колледже начал свою профессиональную карьеру в ансамбле известных саксофонистов Gene Ammons и Sonny Stitt. С тех пор Buster стал чуть ли не самым востребованным джазовым контрабасистом, записываясь в проектах самых разных музыкантов— от Nancy Wilson и Red Rodney до McCoy Tyner и Herbie Hancock.
Дискография его работ в качестве сайдмена насчитывает больше 100 записей, что не мешает Williams выпускать сольные пластинки (а их у него больше десятка), писать музыку для фильмов и даже рекламы, организовывать джазовые фестивали, преподавать и т.д и т.п.
Второй участник ритм-секции Al Foster – не без оснований считается одним из ведущих барабанщиков пост-бопа (что он собственно и подтверждает своей блестящей игрой на этой пластинке). Родился Al в 1943 году в музыкальной семье, его отец и дядя сами были джазовыми барабанщиками, в 9 лет у него уже была своя ударная установка, а в 17 он уже профессионально работал на сцене.
Помимо множества своих сольных пластинок и совместных работ с известнейшими музыкантами (Sonny Rollins, Tommy Flanagan, Art Pepper и многими другим), Al Foster вошёл в историю и как бессменный (и во многом ключевой) участник всех проектов Miles Davis на протяжении практически двух десятилетий - с 1971 по 1990 годы, заменив за барабанами самого Jack DeJohnette.
С пианистом Kenny Barron мы уже встречались в одном из предыдущих обзоров и вообще я считаю, что пришла пора рассказать о какой нибудь из его работ ведь сегодня Barron является одним из самых известных и влиятельных пианистов если и не всего современного джаза, то его пост-бопового направления абсолютно точно.
Меня всегда радует, когда в студии собираются вместе музыканты такого уровня — как правило, это гарантия хорошего результата, что в очередной раз и подтвердила эта пластинка. .
На этой пластинке Freddie Hubbard удалось отойти от уже порядком поднадоевшей многим его поклонникам фьюжн-стилистики и сделать практически образцовый современный пост-боповый альбом - с очень цельным, с плотным, насыщенным и динамичным звуком, разнообразным и сложным музыкальным материалом, умной и виртуозной игрой всех исполнителей. Так что, это ещё одна пластинка, которую я однозначно рекомендую в коллекцию.
Ну а в заключении — мой традиционный рейтинг:
Музыка — твёрдая 5 (все темы на альбоме как на подбор, и сыграны музыкантами просто здорово).
Звук — 4 (я бы для себя поставил 5, но, повторюсь, звучание что продукции Enja Records, что ECM довольно своеобразно и далеко не всем нравится — кое-кто даже считает его недостаточно аналоговым).
Оформление — 4 (ну что сказать – это даже не Европа, а именно что Германия - скромно, неброско, атмосферно).
Доступность — 3+ (на аукционах я нашёл всего пяток предложений — но зато старт от 10 у.е)
Ссылка на видеообзор https://youtu.be/kjtriKTysI0
Комментарии
Отправить комментарий