обзор LP Frank Foster & Frank Wess "Frankly Speaking"
Во второй половине 20 века, в маленьком городке Конкорд, что на западе США, жил да был один частный предприниматель и звали его Carl Jefferson. А так как помимо денег, семьи и Америки Carl ещё очень любил джаз, то вместо того, чтобы купить домик с бассейном где- нибудь на Гавайях, да "Порша"чёрного, а жене белую"Бэху" и бриллианты с кулак в уши (то есть - жить нормально) - в 1969 году Jefferson на сэкономленные деньги организовал в своём городе джазовый фестиваль (ставший затем ежегодным), а через четыре года открыл и свой джазовый лейбл, патриотично назвав его "Concord Jazz".
Семидесятые годы были далеко не лучшим временем для джаза - многие, даже очень известные джазмены вынуждены были оставить сцену, и новый лейбл, записывая и издавая как молодых (Randy Brecker, Scott Hamilton), так и маститых (Art Blakey, Stan Getz), помог десяткам музыкантов "остаться на плаву", при этом выпустив ( да и продолжая выпускать) большое количество отличных пластинок.
И сегодня разговор пойдёт об одном из таких релизов - совместной работе двух выдающихся джазовых музыкантов, начинавших играть ещё в эпоху свинга - пластинке "Frankly Speaking" Frank Foster и Frank Wess. Запись была сделана в 1984 году в Нью Йорке, а в следующем году вышла на LP (у меня на фото японское издание того же года).
На пластинке пятеро музыкантов (по научному говоря - квинтет) исполняют восемь джазовых, не побоюсь этого слова "нетленок". В авторах здесь, помимо самих Foster и Wess (которые тоже были далеко не последними людьми в этом деле) такие "монстры", как:
- французский пианист и композитор Michel Legrand, произведения которого исполняли и исполняют сотни самых разных музыкантов от Miles Davis до Patricia Kaas,
- пианист, композитор и аранжировщик Gordon Jenkins, работавший с Frank Sinatra, Billie Holiday, Ella и Louis и многими другими звёздами,
- джазовый трубач, композитор и аранжировщик Neal Hefti, который с 1952 по 1963 годы был ответственным за звучание в оркестре Count Basie (причём до такой степени, что как-то Miles Davis сказал, что "без Хэфти нет Бейси",
Исполнение таких хорошо известных произведений требует, как мне кажется, от музыкантов изрядной доли смелости -
все классические версии пьес, как правило хорошо известны и слушателям, и критикам, и коллегам - так что сравнений (частенько не в свою пользу) не избежать.Так что участники записи "Frankly Speaking" явно заслуживают хотя бы нескольких слов о себе.
Ритм-секция квинтета состоит из музыкантов, которые относятся к гораздо более молодому поколению джазменов, чем оба фронтмена.
Барабанщик Marvin "smitty" Smith и вовсе годится Foster и Wess во внуки, но на этом LP он великолепен - драйв, мощь, постоянная игра с ритмами, виртуозные сбивки и при этом постоянный контроль за развитием музыкальной темы - его барабаны в любой момент готовы подстраховать солистов. Отец нашего героя (кстати, тоже джазовый барабанщик), видя интерес ребёнка, начал обучать Marvin Smith этому нелёгкому искусству с трёхлетнего возраста и результат не заставил себя долго ждать. Два сольных альбома, более двухсот записей в качестве сайдмена в диапазоне от Benny Golson до Archie Shepp - Marvin удивительно разносторонний музыкант с замечательной техникой и невероятной изобретательностью. В одном из джазовых журналов получил титул "Колтрейна барабанов".
Контрабасист квинтета Rufus Reid в школе, а затем и в армии играл на трубе, и лишь после службы увлёкся контрабасом - да та, что даже получил консерваторское образование. Rufus играет не только джаз, но и классику в самых разных составах и с самыми разными музыкантами - он очень востребован и как исполнитель, и как композитор. Один мой знакомый, большой любитель музыки биг-бэндов, впервые услышав "Frankly Speaking", поначалу решил, что на пластинке играет знаменитый контрабасист оркестра Count Basie - Walter Page, настолько точно Rufus воспроизвёл его фирменный "шагающий бас". При этом Reid периодически берёт в руки смычок и выдаёт какие-то совершенно невообразимые соло в духе Thelonious Monk.
Kenny Barron начал профессионально играть на фортепиано ещё будучи подростком, а в 19 лет уже выступал с самим Dizzy Gillespie. На сегодняшний день Kenny считается одним из самых влиятельных джазовых пианистов - одних только сольных пластинок у него больше 40, перечислять музыкантов, с которыми он работал, можно очень долго - Ron Carter, Charlie Haden, Red Mitchell, Stan Getz и т.д. На этой работе Barron демонстрирует, что с одной стороны он отличный аккомпаниатор - выдавая мощный, свободный, временами даже вальяжный - в общем совершенно роскошный саунд, а с другой - что он блестящий солист, виртуозно импровизирующий то в духе Art Tatum, то в духе Bud Powell.
Лидеры квинтета - Frank Foster и Frank Wess на момент записи были знакомы более тридцати лет, из которых десять (с начала 50-х) оба работали в оркестре Count Basie. Как я понимаю, в память о великом бэнд-лидере и его знаменитом оркестре и была сделана эта пластинка.
Флейтист, тенор- и альт-саксофонист Frank Wess с 19 лет уже работал с различными биг-бэндами, Вторую Мировую войну он провёл в армии, после демобилизации совмещал работу в оркестрах с учёбой, получив в результате диплом по классу флейты. С 1953 по 1964 годы работал солистом в оркестре Count Basie (тогда же признаваясь несколько лет подряд лучшим джазовым флейтистом), успевая при этом записываться с такими музыкантами, как Thad Jones, Kenny Burrell, Milt Jackson. После своего ухода из оркестра Frank Wess выпустил пару десятков сольных пластинок и принимал участие в записях Yusef Lateef, JJ Johnson, Johnny Hodges и сотен других артистов.
Как и Wess, Frank Foster (тенор-, сопрано-саксофон, флейта) рано начал играть с разными биг-бэндами, затем служил в армии ( только война уже была в Корее), в том же 1953 году попал к Count Basie, на долгие годы став не только солистом, но и одним из штатных аранжировщиков и композиторов оркестра. В начале семидесятых Frank несколько лет работал с Elvin Jones, оркестром Thad Jones и Mel Levis, тогда же начав свою преподавательскую деятельность. После смерти Count Basie, с 1986 по 1995 годы Foster возглавлял его биг-бэнд, подтвердив репутацию одного из лучших (наряду с Benny Golson) джазовых аранжировщиков - на его счету и альбомы Frank Sinatra, Sarah Vaughan, George Benson и т.п. А в свободное время Frank Foster успевал выпускать свои сольные пластинки (у него их насчитывается 25), работать с Donald Byrd, Horace Parlan, Cedar Walton и ещё с десятками замечательных музыкантов, писать и ставить музыку для симфонических оркестров, создать фонд помощи пожилым и малоимущим музыкантам, преподавать...Матёрый человечище.
Честно говоря, я довольно долго не обращал внимание на эту пластинку - и Frank Foster, и Frank Wess воспринимались мною прежде всего как оркестровые музыканты. А именно это направление в джазе мне было не интересно - я его так и не понял и не сумел полюбить. Помнится Мураками как то написал, что чтобы понять Count Basie, его надо слушать на максимально возможной громкости - желательно, что бы от звука даже сносило. Возможно что он был прав, но такой возможности я тогда не имел - и тогдашняя аппаратура не позволяла, и над соседями не люблю издеваться. А сейчас, когда вопрос и с аппаратурой, и с соседями уже решён (в хорошем смысле) - уже и уши свои жалко (годы берут своё), да и жена может неадекватно отреагировать.
В общем, так и прошла бы данная запись мимо меня, но, так совпало, что как раз в те годы я начал активно интересоваться ( да и сейчас интересуюсь) теми пластинками, что выпускали в восьмидесятые годы возвращающиеся после долгих лет невостребованности герои 50-х и 60-х. В большинстве своём это были отличные работы, и под впечатлением от них я, наконец-то, решился приобрести "Frnkly Speaking" в свою коллекцию.
И на этом LP, Foster и Wess показали всем нам, что значит "старая школа" - складывается ощущение,что музыкантам подвластно всё - они могут легко играть в унисон сложнейшие партии (сказываются всё таки десятилетия совместной работы), выдавать красивые и изобретательные соло, аккомпанировать партнёрам, аккуратно направляя в нужную сторону развитие музыкальной темы. Причём всё это проделывают с такими драйвом и энергией, как будто на дворе снова стоят 50-е, а им опять по 25 лет.
Выбрав для записи произведения, изначально написанные десятилетия назад в расчёте на оркестровые аранжировки, Foster и Wess не только отдали дань уважения той великой джазовой эпохе, в которой они уже были звёздами, Barron и Raid делали первые шаги к признанию, а Smith-старший даже не предполагал, что у него будет сын, тоже играющий джаз и тоже на барабанах.
У них ещё получилось совершенно по другому взглянуть на много раз исполняемые стандарты - Foster и Wess с одной стороны предоставили всем музыкантам практически полную свободу и равные возможности для самовыражения ( что естественно невозможно в большом оркестре), и, в то-же время, сумели передать неповторимый саунд оркестра Count Basie - драйвовый, плотный, мощный, насыщенный музыкой, а не звуками.
В результате у них получилась роскошная пластинка, способная произвести сильное впечатление на поклонников современного ( очень техничного, изощрённого, но зачастую при этом и анемичного) джаза. Мне кажется, что этот релиз будет интересен и тем кто любит биг-бэнды (где ещё услышишь знакомую классику в таких нестандартных аранжировках), и тем, кто как и я, такого рода музыку не слушает (а вот в исполнении квинтета - для меня в самый раз).
На этом на сегодня всё, и в конце мой традиционный рейтинг пластинки:
Музыка -5
Звук -5
Оформление - 3 (могли бы фото всех музыкантов напечатать - среди них статистов нет)
Доступность -5 (на аукционах я нашёл аж 6 предложений от 9 до 32 у.е.)
Ссылка на видеообзор https://youtu.be/Ly04lkFxelw
Комментарии
Отправить комментарий