Обзор LP Grant Green "Green Street"




 Американский  гитарист  Grant Green не входит пожалуй даже в первую пятёрку моих любимых джазовых гитаристов.  Да и его LP Green Street ”, о которой сегодня пойдёт речь – далеко не самая интересная из его работ (по крайней мере, так  утверждает большинство музыкальных критиков). И тем не менее, мне сегодня хочется рассказать именно об этой пластинке – ведь я почему-то всё чаще и чаще ставлю Green Street на свой проигрыватель.

Записана Green Street была в 1961 и в том же году впервые издана  (кстати,  такой быстрый выход в свет – большая редкость для ранних работ Grant Green, ведь многие из его релизов выходили через десятки лет  после записи). У меня в руках японское издание  1991 года, а всего же переизданий было, по-моему, толи 14, толи 17.  Я уверен, что наверное любой  хоть немного интересующийся джазом  человек, глядя на конверт "Green Street" сразу же скажет,  что LP был выпущен на великом (без всяких кавычек) джазовом  лейбле BlueNote”.


Основанный в городе Нью-Йорке в далёком 1939 году двумя эмигрантами из Германии, Blue Note Records”, несмотря на пролетевшие  с той поры почти что 8 десятилетий, и сейчас отлично себя чувствует, пережив многих своих знаменитых конкурентов. История создания большинства джазовых лейблов будто бы написана под копирку и Blue Noteне исключение –здесь тоже не обошлось без влюблённых в джаз  энтузиастов.

Основатель фирмы  Alfred Lion, ещё будучи подростком,  случайно попал на джазовый концерт, который в одном из залов Берлина давали гастролирующие американские музыканты, и с тех пор стал страстным фанатом этой музыки. Через много лет, давно повзрослев и работая в солидной торговой фирме,  Alfred своё увлечение не забросил и всегда возвращался домой из редких командировок в США с сотнями джазовых пластинок, частенько потратив на них все свои командировочные.

В конце концов, в 1938 году он окончательно перебрался в Штаты, получив возможность слушать любимых музыкантов, посещая многочисленные  джазовые клубы  Нью-Йорка.  К своему огорчению, Alfred обнаружил, что разница  между живыми выступлениями артистов и звуком выходивших в те годы пластинок была просто удручающей. Видимо тогда у него и родилась идея  создать свою фирму  – Lion решил попробовать записывать и издавать  LP, способные максимально достоверно передавать звук и энергетику джаза.
Через несколько месяцев он сумел на свои деньги снять на один день студию грамзаписи, пригласил в неё двух пианистов, игра которых ему понравилась накануне в одном из клубов  и выпустил свою первую пластинку (тиражом аж 50 экземпляров). Так началась великая история великого лейбла.

К середине пятидесятых ядро фирмы окончательно сформировалось – сам  Alfred Lion занимался общим руководством и менеджментом, его друг детства и талантливый фотограф Francis Wolf вместе с  художником  Raid Miles отвечал за дизайн конвертов пластинок, должность арт-директора занял Ike Quebec (по совместительству - замечательный саксофонист), и, наконец, звукорежиссёром стал Rudy Van Gelder – скромный инженер –оптометрист, оборудовавший в подвале своего дома студию и в свободное от работы время пытающийся заниматься качественной записью звука.

Собственно, с того времени Blue Note и стал для миллионов людей по всему миру одним из символов джаза. И хотя для меня надпись The Finest In Jazz Since  1939”, красующаяся на блю-нотовских  конвертах звучит всё-таки излишне самонадеянно, надо отдать должное – другого действующего до сих пор джазового лейбла с такой историей, с таким огромным каталогом,  с узнаваемым стилем оформления и собственным ни на кого не похожим звуком,  пожалуй больше и  нет.

Но хотя говорить о Blue Note можно бесконечно, вернёмся к нашей пластинке.  Итак, на “Green Street” трое музыкантов – гитарист Grant Green, контрабасист  Ben Tucker и барабанщик Dave Bailey записали пять джазовых пьес.

Открывает первую сторону LP заглавная  тема “No.1 Green Street”, автором  которой  является сам Grant Green (бывший очень даже неплохим композитором). Этот  красивый и мелодичный блюз, сыгранный  музыкантами в достаточно быстром  темпе, но без излишнего энтузиазма (даже барабанщик не допускает ни одной лишней сбивки),  интересен ещё и тем, что гитарист играет довольно протяжённое соло аккордами – очень редкий случай для Grant Green,  практически никогда не использующего такую технику игры.

 Практически все известные мне гитаристы от Kenny Burrell и до Marc Ribot, любят играть  пьесы великого композитора и пианиста Thelonious Monk и Green не является исключением – второй на пластинке идёт баллада “Round About Midnight”.  У музыкантов трио получилась очень лиричная и даже трогательная версия этого знаменитого хита, сыгранная с большой любовью и вниманием  к исходному материалу– контрабас и барабаны вообще не позволяют себе ни шагу в сторону, а гитарист как будто не играет, а напевает мелодию.

Идущая следом “Grants Dimensions – ещё один, написанный Grant Green быстрый блюз с запоминающимся  рефреном, уже гораздо более затейливой игрой ритм-секции (особенно Dave Bailey), и заводными гитарными соло. Сразу же становится понятно, что на самом деле все участники трио могут очень многое, если сознательно себя не ограничивают (собственно других артистов на Blue Note  никогда и не было).


Вторая сторона пластинки начинается с пьесы Grant Green Green with Envy – лёгкой, динамичной, зажигательной, сыгранной  музыкантами с драйвом, свингом, интересными сольными партиями. Ритм-секция реально «качает»,  а гитарист  словно художник-график – аккуратными тонкими штрихами создаёт свой музыкальный рисунок.

И завершает LP классический джазовый стандарт Alone Together – песня американского композитора Arthur Schwartz, написанная им в 1932 году для бродвейского  мюзикла и с тех пор исполняемая десятками самых разных музыкантов. На мой взгляд, у нашего трио получилась одна из лучших трактовок этой замечательной темы (по крайней мере – из того, что я слышал). Интересно, что играя минимально возможное количество нот, музыканты  тем не менее  добиваются  максимального эффекта  (собственно это показательно для всего творчества GrantGreen).

Вообще, внимательно послушав эту запись, можно заметить, что несмотря на кажущуюся  простоту, граничащую на первый взгляд с примитивизмом – на самом деле это очень непросто организованная коллективная игра музыкантов, где нет практически ни одной случайной ноты.

Фронтмен  трио – родившийся в 1935 году гитарист и композитор Grant Green, свою музыкальную карьеру начал ещё подростком в возрасте 13 лет, играя блюзы  в различных командах родного Сент-Луиса. Шли годы, и возможно так и остался бы Green провинциальным  блюзовым гитаристом, если бы однажды в бар, где  он тогда работал, случайно не зашёл известный  джазовый саксофонист  Lou Donaldson. Игра Grant Green произвела  такое  впечатление  на заезжую знаменитость,  что уже через несколько месяцев  Grant записывал свой первый альбом на Blue Note (изданный правда только спустя сорок лет -  в 2001).

 На долгие годы Grant Green становится  практически штатным гитаристом великого лейбла – одних только номерных альбомов у него почти три десятка, а его работы в качестве сайдмена я даже не считал. При всём том, ни в число новаторов джазовой гитары, ни в число виртуозов или технарей Green никогда и не входил.  Более того, его лаконичная и простая манера игры, которая так импонировала самому  Alfred Lion, получила широкое признание поклонников джаза и музыкальных критиков уже после смерти артиста.  И сейчас Grant Green считается одним из самых недооценённых  джазовых музыкантов (и, кстати, отцом Acid Jazz – семплы его поздних работ вовсю использовали родоначальники этого стиля в середине 80-х).

Контрабасист Ben Tucker прожил довольно долгую, счастливую и не очень нетипичную  для джазменов его поколения жизнь – он успешно занимался издательским и медийным  бизнесом, владел клубами и радиостанциями, входил в оргкомитеты по подготовки Олимпиад  и крупнейших музыкальных фестивалей, активно сочинял музыку, написав десятки джазовых хитов. И при этом, до самой смерти (а погиб он в автокатастрофе  в возрасте 83 лет) Tucker с успехом продолжал заниматься джазом, переиграв за более чем полувековую карьеру с большинством лучших музыкантов своего времени.

И по его работе на этой пластинке становится понятна причина, по которой в течении стольких лет Ben оставался одним из самых востребованных контрабасистов. Tucker - профессионал высочайшего класса, способный сыграть что угодно –и кул-джаз  с Art Pepper, и хард-боп с Clifford Jordan, и фьюжн с Pat Martino. Причём в любом из этих стилей он  чувствует себя как рыба в воде – абсолютно естественно и органично.

Карьера самого возрастного из участников трио – Dave Bailey, началась ещё в начале 50-х, а уже к середине десятилетия барабанщик  был широко известен, благодаря своим работам с Charles Mingus,  Art  Farmer и другими звёздами. Десять лет Bailey  проработал с  Gerry Mulligan в различных его проектах, много записывался с  Lou Donaldson, Clark Terry, выпускал пластинки под своим именем, и вдруг в конце 60-х внезапно бросил музыку, став ни много  ни мало лётным  инструктором.

Но на Green Street барабанщик в самом расцвете своей музыкальной карьеры – он может и  строго вести ритм, и (когда надо) как следует оттянуться, а главное на мой взгляд то, что его всегда ровно столько, сколько нужно (очень ценное для барабанщика качество).


В общем- то, это можно сказать и про всю сегодняшнюю пластинку. На ней всего в меру – драйва и  мелодизма, импровизаций и ансамблевой игры, очень ясного и чистого, но не выхолощенного звучания.  Может быть поэтому Green Streetвоспринимается совершенно современной работой в отличие от многих релизов того же времени –например LP  гораздо более знаменитого и успешного Wes Montgomery.








И в заключении мой традиционный рейтинг:

Музыка 5

Звук 5 (всё- таки (спасибо Van Gelder) у Blue Note очень  узнаваемое  и “породистое” звучание.

Оформление5 (в свою очередь спасибо Francis Wolf)

Доступность5 (на аукционах  я нашёл около 30 предложений от 18 у.е)

На этом на сегодня всё, Читайте (и смотрите) мои обзоры. Слушайте джаз.

Ссылка на видеообзор  https://youtu.be/MfzW0E1mSmY


Комментарии