обзор LP Blue Mitchell "Blue's Moods"


Привет всем, кто читает эти строки! Сегодня мы поговорим о пластинке "Blue's Moods" записанной в 1960 году джазовым трубачом Blue Mitchell при участии пианиста Wynton Kelly, барабанщика Roy Brooks и контрабасиста Sam Jones (о его работе с ещё одним знаменитым контрабасистом - Niels Henning Pedersen я рассказывал в одном из недавних обзоров). В том же году LP вышел в свет на легендарном американском джазовом лейбле "Riverside"

 У меня  на фото японское издание 1974 года, способное озадачить и даже отпугнуть при покупке  внимательного меломана – хорошо видно, что на "пятаках" пластинки вместо эмблемы «Riverside»  красуется логотип совершенно другого лейбла -  «Milestone». Чтобы разобраться, как это получилось, обратимся к истории.

Фирма “Riverside” была основана в 1953 году в г. Нью-Йорке двумя любителями  джаза Bill Grauer и Orrin Keepnews с благородной, в общем-то, целью - для переиздания всех ещё уцелевших джазовых записей 20-х годов. Довольно быстро выяснилось, что Keepnews – отличный продюсер и к тому же талантливый дизайнер-оформитель, а у Grauer несомненный дар решать самые сложные финансовые вопросы - и сRiverside” стали сотрудничать многие известные джазмены.

За следующие 10 лет было выпущено такое количество великолепных пластинок братьев Adderley, Bill Evans, Thelonious Monk и ещё десятков выдающихся музыкантов — что “Riverside”, наряду с такими лейблами, как “Blue Note” и “Prestige”, стал одной из джазовых легенд. К сожалению, уже в 1964 году, через год после того, как умер один из основателей фирмы Bill Grauer, лейбл прекратил своё существование.

Orrin Keepnews в 1966 году  основал  свой (также быстро ставший популярным) лейбл “Milestone”, сумев не только подписать на него таких звёзд, как Sonny Rollins, Abbey LincolnMcCoy Tyner, но и получить права на переиздание всего каталога “Riverside”. В результате, в течении нескольких лет большое количество   релизов выходило с эмблемами обеих лейблов. Так что,   если вам попадётся такая же пластинка, как у меня, не волнуйтесь - это  не происки алчных барыг, попутавших конверты, а совершенно официальное издание (к тому же очень неплохо звучащее).

На мой взгляд, весь записанный на Blues Moods материал заслуживает самого пристального внимания – мало того, что каждая из восьми пьес интересна сама по себе, они ещё и очень классно и (в хорошем смысле слова) профессионально сыграны музыкантами квартета. Тем не менее я, пожалуй, выделю три пьесы - две авторства самого Blue Mitchell:

-  блюз Sir John”, сыгранный мощно, плотно, даже жёстко – наверное. единственная реально хард-боповая вещь на этой пластинке. Мне кажется, что именно такой звук Art Blakey всегда стремился добиться от своих Jazz Messengers.

- написанную Mitchell совместно с Wynton Kelly интереснейшую пьесу «Kinda Vogue» - со сложносочинённой партией трубы, необычной басовой линией, прекрасным фортепиано и атмосферой вестернов  Ennio Morricone.

- и, конечно же, знаменитую балладу When I Fall In Love- суперхит, исполняемый самыми разными музыкантами: от эстрадной певицы Celine Dion до авангардного гитариста Bill Frisell. В версии Mitchell сотоварищи получилась очень красиво и лаконично сыгранная, меланхоличная, полная какой-то светлой печали пьеса, вызывающая у меня в голове воспоминание о последних тёплых и солнечных осенних днях. 

Лидер квартета, замечательный американский трубач и композитор Blue Mitchell, никогда не ограничивался только джазом , играя с равным успехом и блюз, и фанк, и даже рок. Долгое время будучи  штатным трубачом на таких лейблах, как Riverside и  BlueNote, и позже, когда он стал свободным артистом, BlueMitchell переиграл со многими первоклассными музыкантами из самых разных музыкальных стилей – от Herbie Hancock и Chick Corea до Ray Charle sи John Mayall. На его счету около 30 сольных пластинок, первую из которых он выпустил ещё в 18-летнем возрасте.

Вместе с музыкантами квартета - басистом Sam Jones и пианистом Wynton KellyMitchell  участвовал в записях не одного  десятка LP,Jones они вообще не только играли, но и дружили ещё с конца 40-х годов), так что удивляться их великолепному взаимодействию и сыгранности на этой пластинке не приходится. К тому же, видимо не зря  фронтмен коллектива был известен своим  перфекционизмом в студийной работе.

На первый взгляд, может показаться, что к звук у трубы Blue Mitchell не такой яркий и энергичный, как например у  Lee Morgan или у Dizzy Gillespie. Я бы даже сравнил его игру не с трубачами, а с пианистами, например с манерой исполнения Bill Evans – неброской и лиричной, интеллигентной и виртуозной. Но если надо, Mitchell может и как следует «дунуть» (что он не раз демонстрировал например за  годы работы в квинтете Horace Silver).



Пианист Wynton Kelly заслуживает отдельного разговора, что я и обязательно сделаю в обзоре одной из его сольных LP – а все они давно уже стали классикой.  Кроме того, Kelly - один из величайших аккомпаниаторов за всю историю джаза (а по моему мнению, может быть даже самый великий – если брать  тройку Kelly, Flanagan, Peterson, я бы поставил Wynton на первое место). Музыканты буквально выстраивались в очередь, чтобы заполучить его в свой проект и фортепиано Kelly можно услышать на альбомах Charles Mingus, Billie Holiday, Miles Davis, John Coltrane и многих других великих джазменов.

То, что Kelly вместе с ещё одним замечательным джазовым сайдменом - контрабасистом Sam Jones вытворяют на этой пластинке – это высший пилотаж. Они и феноменально сыгранная ритм–секция, и прекрасные импровизаторы, и виртуозные инструменталисты. Фортепиано и бас не просто ведут свои партии, солируя время от времени - они всё время находятся в диалоге и друг с другом, и с солирующей трубой. Я думаю, что такое в те годы могли пожалуй  толькоBill Evans со Scott LaFaro.

У самого молодого участника квартета - барабанщика RoyBrooks, с этой пластинки и начался, пожалуй, самый успешный этап в его музыкальной карьере. Впереди были годы работы в квинтете  Horace Silver (в том числе и участие в записи эпохальной Song for My Father”), записи  с Dexter Gordon, Milt Jackson и другими знаменитостями, эксперименты со звучанием в семидесятые, выпуск своих (кстати, довольно интересных) LP. Но это всё в будущем, а  пока что на Blues Moods” барабанщик просто делает своё дело, создавая надёжный фундамент для музыки квартета. Да, конечно же он не Elvin Jones и не Max Roach– но здесь Roy Brooks явно находится на своём месте (не надо забывать, что в 1960 ему было только 22 года).

Хорошо помню, что первое прослушивание Blues Moods” особых восторгов у меня не вызвало – более того, эта работа даже произвела впечатление  блёклой, безжизненной и стерильной (чем-то напомнив релизы некоторых современных скандинавских музыкантов). И только через какое-то время я, наконец, начал её понимать  (кстати, похожая история у меня была, когда я начинал знакомиться с творчеством Bill Evans). Оказалось, что это глубокая, умная, очень атмосферная и интересно звучащая пластинка, на которой бибоп, кулмодальный джаз сочетаются в идеально выверенных пропорциях. Если формально её и можно отнести к хард-бопу, то уж точно к его самой мелодичной и виртуозной разновидности.  И сейчас я уже не представляю свою коллекцию без этого LP, чего и вам желаю.

Ну и по традиции мой рейтинг пластики: 

 музыка – 5 (как ни странно, не смотря на  прошедшие более чем полвека, пластинка звучит не только интересно, а и вполне современно) 
 звук– 5( мне вообще нравится риверсайдовский саунд), 
 оформление5- (зажилили фото барабанщика)
 доступность -5(на аукционах сегодня я обнаружил аж 36 предложений  от 16 до 250 у.е).

Вот и всё на сегодня - читайте и смотрите мои обзоры и слушайте джаз.
Ссылка на видеообзор https://youtu.be/PZ606CQCaKs





Комментарии