обзор LP Blue Mitchell "Blue's Moods"
Привет всем, кто читает эти строки! Сегодня мы поговорим о пластинке "Blue's Moods" записанной в 1960 году джазовым трубачом Blue Mitchell при участии пианиста Wynton Kelly, барабанщика Roy Brooks и контрабасиста Sam Jones (о его работе с ещё одним знаменитым контрабасистом - Niels Henning Pedersen я рассказывал в одном из недавних обзоров). В том же году LP вышел в свет на легендарном американском джазовом лейбле "Riverside"
У меня на фото японское издание 1974 года, способное озадачить и даже отпугнуть при покупке внимательного меломана – хорошо видно, что на "пятаках" пластинки вместо эмблемы «Riverside» красуется логотип совершенно другого лейбла - «Milestone». Чтобы разобраться, как это получилось, обратимся к истории.
Фирма “Riverside”
была основана в 1953 году в г. Нью-Йорке двумя любителями джаза Bill Grauer и Orrin Keepnews с благородной, в общем-то, целью - для переиздания всех ещё уцелевших джазовых
записей 20-х годов. Довольно быстро
выяснилось, что Keepnews – отличный продюсер и к тому же талантливый
дизайнер-оформитель, а у Grauer несомненный дар решать самые сложные финансовые
вопросы - и с“Riverside” стали сотрудничать многие известные джазмены.
За следующие 10
лет было выпущено такое количество великолепных пластинок братьев Adderley, Bill Evans, Thelonious Monk и ещё десятков выдающихся музыкантов — что “Riverside”, наряду с такими лейблами,
как “Blue Note” и “Prestige”, стал одной из джазовых легенд. К сожалению, уже в 1964 году, через год после того, как
умер один из основателей фирмы Bill Grauer, лейбл прекратил своё существование.
Orrin Keepnews в 1966 году основал
свой (также быстро ставший популярным) лейбл “Milestone”, сумев не только подписать на него таких звёзд, как Sonny Rollins, Abbey Lincoln, McCoy Tyner, но и получить права на переиздание всего каталога “Riverside”. В результате, в течении нескольких лет большое количество релизов выходило с эмблемами обеих лейблов. Так что, если вам попадётся такая же
пластинка, как у меня, не волнуйтесь - это
не происки алчных барыг, попутавших конверты, а совершенно
официальное издание (к тому же очень неплохо звучащее).
На мой взгляд, весь записанный на “Blue’s Moods” материал заслуживает самого пристального
внимания – мало того, что каждая из восьми пьес интересна сама по себе, они ещё и
очень классно и (в хорошем смысле слова) профессионально сыграны музыкантами
квартета. Тем не менее я, пожалуй, выделю три пьесы - две авторства самого Blue Mitchell:
- блюз “Sir John”, сыгранный мощно,
плотно, даже жёстко – наверное. единственная реально хард-боповая вещь на этой пластинке. Мне кажется, что именно такой звук Art Blakey всегда стремился добиться от своих “Jazz Messengers”.
- написанную
Mitchell совместно с Wynton Kelly интереснейшую
пьесу «Kinda Vogue» - со сложносочинённой партией трубы, необычной басовой линией,
прекрасным фортепиано и атмосферой вестернов Ennio Morricone.
- и, конечно же, знаменитую балладу “When I Fall In Love”- суперхит, исполняемый самыми разными музыкантами: от эстрадной певицы
Celine Dion до авангардного гитариста Bill Frisell. В версии Mitchell сотоварищи получилась очень красиво и лаконично
сыгранная, меланхоличная, полная какой-то светлой печали пьеса, вызывающая у
меня в голове воспоминание о последних тёплых и солнечных осенних днях.
Лидер квартета, замечательный американский трубач
и композитор Blue Mitchell, никогда не ограничивался только джазом , играя с
равным успехом и блюз, и фанк, и даже рок. Долгое время будучи штатным трубачом на таких лейблах, как Riverside и BlueNote, и
позже, когда он стал свободным артистом, BlueMitchell переиграл
со многими первоклассными музыкантами из самых разных музыкальных стилей – от Herbie Hancock и Chick Corea до Ray Charle sи John Mayall. На его счету около 30 сольных пластинок, первую из которых он выпустил ещё в 18-летнем возрасте.
Вместе с музыкантами квартета - басистом Sam Jones и пианистом
Wynton Kelly, Mitchell участвовал
в записях не одного десятка LP, (с Jones они вообще не
только играли, но и дружили ещё с конца 40-х годов),
так что удивляться их великолепному взаимодействию и сыгранности на этой
пластинке не приходится. К тому же, видимо не зря фронтмен коллектива был известен своим перфекционизмом в студийной работе.
На первый взгляд, может показаться, что к звук у трубы Blue Mitchell не такой яркий и энергичный, как например у Lee Morgan или у Dizzy Gillespie. Я бы даже сравнил его игру не с трубачами, а с пианистами, например с манерой исполнения Bill Evans – неброской и лиричной, интеллигентной и виртуозной. Но если надо, Mitchell может и как следует «дунуть» (что он не раз демонстрировал например за годы работы в квинтете Horace Silver).
Пианист Wynton Kelly заслуживает отдельного разговора, что я и обязательно сделаю в обзоре одной из его сольных LP – а все они давно уже стали классикой. Кроме того, Kelly - один из величайших аккомпаниаторов за всю историю джаза (а по моему мнению, может быть даже самый великий – если брать тройку Kelly, Flanagan, Peterson, я бы поставил Wynton на первое место). Музыканты буквально выстраивались в очередь, чтобы заполучить его в свой проект и фортепиано Kelly можно услышать на альбомах Charles Mingus, Billie Holiday, Miles Davis, John Coltrane и многих других великих джазменов.
То, что Kelly вместе с ещё одним замечательным джазовым сайдменом - контрабасистом Sam Jones вытворяют на этой пластинке – это высший пилотаж. Они и феноменально сыгранная ритм–секция, и прекрасные импровизаторы, и виртуозные инструменталисты. Фортепиано и бас не просто ведут свои партии, солируя время от времени - они всё время находятся в диалоге и друг с другом, и с солирующей трубой. Я думаю, что такое в те годы могли пожалуй толькоBill Evans со Scott LaFaro.
У самого молодого участника квартета - барабанщика RoyBrooks, с этой пластинки и начался, пожалуй, самый успешный этап в его музыкальной карьере. Впереди были годы работы в квинтете Horace Silver (в том числе и участие в записи эпохальной “Song for My Father”), записи с Dexter Gordon, Milt Jackson и другими знаменитостями, эксперименты со звучанием в семидесятые, выпуск своих (кстати, довольно интересных) LP. Но это всё в будущем, а пока что на “Blue’s Moods” барабанщик просто делает своё дело, создавая надёжный фундамент для музыки квартета. Да, конечно же он не Elvin Jones и не Max Roach– но здесь Roy Brooks явно находится на своём месте (не надо забывать, что в 1960 ему было только 22 года).
Хорошо
помню, что первое прослушивание “Blue’s Moods” особых восторгов у меня не вызвало – более того, эта работа даже
произвела впечатление блёклой,
безжизненной и стерильной (чем-то напомнив релизы некоторых современных
скандинавских музыкантов). И только через какое-то время я, наконец, начал её
понимать (кстати, похожая история у меня
была, когда я начинал знакомиться с творчеством Bill Evans). Оказалось,
что это глубокая, умная, очень атмосферная и интересно звучащая пластинка, на
которой бибоп, кул, модальный джаз сочетаются в идеально выверенных пропорциях. Если формально её и можно отнести к хард-бопу,
то уж точно к его самой мелодичной и виртуозной разновидности. И сейчас я уже
не представляю свою коллекцию без этого LP, чего и вам желаю.
Ну и по традиции мой рейтинг пластики:
музыка – 5 (как ни странно, не смотря на прошедшие более чем полвека, пластинка звучит не только интересно, а и вполне современно) ,
звук– 5( мне вообще нравится риверсайдовский саунд),
оформление – 5- (зажилили фото барабанщика),
доступность -5(на аукционах сегодня я обнаружил аж 36 предложений от 16 до 250 у.е).
Вот и всё на сегодня - читайте и смотрите мои обзоры и слушайте джаз.
Ссылка на видеообзор https://youtu.be/PZ606CQCaKs
Комментарии
Отправить комментарий