обзор LP Lew Tabackin “Dual Nature”











Всем привет! К своему стыду, должен признаться,  что довольно долгое время американский музыкант  Lew Tabackin был мне известен только как один из основателей и солистов популярных (в узких кругах) джазовых формаций Toshiko AkiyoshiLew Tabackin Big Band и Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra featuring Lew Tabackin.

Ну а по-настоящему я открыл для себя этого музыканта, лишь когда совершенно случайно приобрёл себе одну из его сольных работ. Причём  куплена  та пластинка была исключительно под влиянием неких патриотических  чувств  - имя и фамилия артиста вызывали у меня  явные ассоциации с выходцами с  бескрайних просторов  Российской империи.

Слава богу, что вместо балалаек, цыган и  хава нагила (признаюсь,  я немного опасался услышать  очередной опус «а-ля рус»)  прозвучал отличный,  современный  джаз в исполнении  яркого, интересного и ни на кого не похожего музыканта.

И вообще - оказалось  что дискография Lew Tabackin насчитывает несколько десятков очень даже неплохих пластинок, записанных им в качестве лидера и заслуживающих самого пристального внимания.  И об одной из таких вот его работ - LP  “Dual Nature я и хочу сегодня поговорить.

Записанный в Голливуде в 1976 году, альбом  был издан сперва  на небольшом частном  лейбле из  Америки Inner City Recordsв 1978, а через год -  на таком же небольшом, но уже японском Insights.

Интересно, что оба эти издания не только совершенно по разному  оформлены, но и даже имеют разную нумерацию сторон.  У меня в коллекции  японская версия, выбранная в основном исключительно по субъективным причинам – чисто внешне мне больше понравился  её  дизайн конверта.

Так что спешу  успокоить тех, кто захочет приобрести себе этот релиз – оба варианта самые что ни на есть оригинальные,  да и звучат практически одинаково (разве  что японский более качественно сделан  и как правило бывает в лучшем состоянии).

Между прочим, Dual Nature – тот нечастый  случай, когда название альбома полностью отражает его содержание. Пластинка как бы состоит из двух частей –  в трёх пьесах на первой стороне LP Lew Tabackin  играет на  тенор-саксофоне, а  в ещё  трёх  на второй - на флейте.

Будучи  замечательным  тенор-саксофонистом и считаясь при этом  одним из лучших флейтистов за всю историю джаза, Lew на Dual Nature в полной мере продемонстрировал эти  обе ипостаси своего таланта.  А помогали ему в этом трио музыкантов в составе пианиста Don Friedman, контрабасиста Bob Daugherty и барабанщика Shelly Manne.


 Открывает пластинку (а точнее, её японский вариант) пьеса No Due Bluesнаписанная самим Lew Tabackin –совершенно  паркеровская  и по духу, и по стилю вещь,  добрую половину которой саксофонист играет в дуэте с барабанщиком (на мой взгляд непростая задача для любого музыканта – особенно если  твоим  партнёром  является такой барабанщик как Shelly Manne ).

Но Lew Tabackin убедительно демонстрирует, что он в полной мере  владеет всем современным  техническим арсеналом  саксофониста и  умеет его грамотно использовать, находя порой совершенно нестандартные ходы в своих соло.

Знаменитая  баллада My Idealвпервые была записана в далёком  1930 году, а с середины сороковых прочно вошла в репертуар многих  джазменов – подсчитано, что она записана на релизах  аж 137 исполнителей в диапазоне от JimmY  Dorsey до Kenny Barron.

В нашей версии хотел бы отметить очень интересно организованные партии саксофона и великолепную игру барабанщика – в очередной раз  поражаюсь умению Shelly Manne тонко и изящно вести  тему, успевая в то же время и солировать самому и обыгрывать соло других музыкантов.

И завершает первую сторону пластинки ещё один классический джазовый стандарт – пьеса великого американского композитора Irving Berlin с очень  характерным  названием Russian Lullaby(не удивительно, если учесть что Irving родился в городке Толочин Могилёвской губернии – возвращаясь к выходцам  из бескрайних просторов…).

Исполнение  известнейшего хита музыканты  квартета построили  на контрасте – спокойные и сдержанные контрабас  с фортепиано удивительным образом сочетаются с  яростными и неудержимыми  барабанами и саксофоном. В общем – лёд и пламень.


Вторая сторона нашего релиза  начинается с баллады известного американского джазового пианиста и композитора Bill Mays под названиемEuterpe”.

Игра музыкантов  демонстрирует практически академическую подготовку  не только самого Tabackin (понятно, что к нему это относится в первую очередь), но и остальных участников записи - данное исполнение совершенно уместно выглядело бы  и на каком-нибудь фестивале камерной  музыки.

Пьеса Yellow Is Mellow” , специально написанная для Lew Tabackin его женой -очень интересной  пианисткой, композитором  и аранжировщиком Toshiko Akiyoshiпожалуй  что одна из лучших  композиций на этой пластинке. 

Красивая и запоминающаяся мелодия, неожиданные соло пианиста в духе  Thelonious Monk, невероятно виртуозная и тонкая игра флейтиста, фундаментальный и надёжный, но при этом совершенно не монотонный бас, и великолепные барабаны – что ещё надо для удовольствия простому любителю джаза?

А заканчивается  пластинка  известнейшим  стандартом  популярного американского композитора Harold Arlen, сыгранным  музыкантами квартета в  быстром  темпе, энергично,  с настроением  и драйвом.

Пианист отлично аккомпанирует, ведя мелодию  и успевая при этом играть оригинальные соло, барабанщик  резвится от души, выдавая головокружительные сбивки, и даже контрабасист позволяет себе немного похулиганить. Ну а флейта – флейта снова творит чудеса.

 Всех  участников записи – кстати, весьма разных и по возрасту, и по стилю, да и по своему  статусу объединяет то, что каждый из них до этого успел поработал с Lew Tabackin в разных проектах (что не могло не сказаться благотворно на звучании Dual Nature”).

А контрабасист Bob Daugherty, в принципе, вообще может считаться  этаким “семейным” музыкантом  четы  Tabackin - Akiyoshi.  Я думаю, что у супругов нет ни одного проекта, в котором они обошлись бы без  его участия.

Bob Daugherty отличает спокойная, надёжная, уверенная в себе -  я бы даже сказал “экономная” манера игры, удивительным образом сочетающаяся  с совершенно непредсказуемыми и парадоксальными сольными партиямиКстати, Bob– выходец из большой и очень музыкальной семьи – среди его родственников столько профессиональных музыкантов, что, собравшись  все вместе,  они могли бы создать небольшой оркестр.

Музыкальная карьера ещё одного участника записи – пианиста Don Friedman началась ещё в середине  50-х на западном  побережье и его первыми партнёрами стали  Chet Baker, Buddy DeFranco, Shorty Rogersи другие музыканты, стоявшие у истоков West Coast Jazz.

За более чем полувековую карьеру  (а умер пианист в прошлом году) Don записал множество очень интересных  сольных работ (я бы особо отметил пластинки, выпущенные им наRiversideи Steeple Chase) и успел поработать  со многими известными исполнителями. 

Характерной  чертой  Friedman было умение одинаково хорошо играть в совершенно разных джазовых стилях  - от классического хард-бопа до современного авангарда.

Конечно  Dual Nature– это авторский проект  самого Lew Tabackin, но я считаю, что на этой пластинке есть ещё один лидер.  И, конечно же, это замечательный барабанщик, настоящая джазовая  легенда  Shelly Manne.

В каком-то смысле можно сказать,  что Dual Natureявляется бенефисом  Shelly. И дело не в том, что его там много, или что своей игрой  Manne перетягивает одеяло на себя –  просто на этой записи барабанщик явно в ударе. Такого сочетания опыта и мастерства, энергетики и драйва, чувства меры  и тонкого вкуса как в этой его работе - надо ещё поискать.


 О самом Lew Tabackin я хотел бы поговорить подробнее. Lew принадлежит  к знаменитому “поколению 40-х”, которое подхватило  эстафету у великих  музыкантов “золотого века” джаза.

Возможно, что представители этой волны  и не достигли вершин John Coltrane, Miles Davis и Thelonious Monk, но свой немалый вклад в развитие джаза они безусловно внесли. Такие имена как Herbie Hancock, Randy Brecker, Gary Burton и многие другие сейчас хорошо известны пожалуй что каждому любителю джаза. И я считаю, что Lew Tabackin занимает среди них далеко не последнее место.

Родившись в 1940 году в довольно бедной семье,  Tabackin довольно поздно – лишь в двенадцатилетнем  возрасте начал заниматься музыкой. Причём инструмент был выбран им совершенно случайно – по льготной программе обучения для  неимущих вакансия была только на курс флейты, и других вариантов  (а сам он хотел научиться играть на кларнете) у мальчика просто не было.

В  15 лет,  заинтересовавшись джазом, Lew начинает самостоятельно  осваивать тенор-саксофон, а в 1965, закончив Филадельфийскую  консерваторию и отслужив в армии США,  Tabackin переезжает в  Нью-Йорк, где и начинается его музыкальная карьера. Он играет в больших оркестрах, возглавляет своё трио, много работает  с  самыми разными джазовыми музыкантами.

В  один из дней 1968 года Lew Tabackin оказывается на одной сцене с пианисткой из Японии Toshiko Akiyoshi.  Молодые люди вскоре поженились и создали творческий тандем,  который уже не одно десятилетие радует и поклонников и музыкальных критиков своими многочисленными и очень интересными проектами.

Блестящая  академическая  подготовка  музыкантов сочетании с несомненным талантом и даром импровизации создали совершенно уникальную манеру игры. Это очень самобытный, виртуозный, использующий все возможности инструмента и  весь технический арсенал исполнителя, сложный композиционно и ритмически стиль Lew Tabackin в полной мере проявился на Dua lNature.

 Ну а в сочетании с отличным музыкальным материалом и замечательной игрой остальных участников записи, мы в результате получили интереснейшую пластинку, способную заинтересовать  многих любителей джаза.

И мой традиционный рейтинг :

Музыка5

Звук 5(к моему удивлению, американская запись и японский  мастеринг  вместе дали отличный результат)

Оформление 5 (и качество материалов и дизайн – по мне всё отлично)

Доступность 4 (на аукционах  нашёл  5 предложений от 10 до 12 у.е. но почему- то только американские издания)


На сегодня пожалуй что всё. Читайте и смотрите мои обзоры. Слушайте джаз.

Ссылка на видеообзор https://youtu.be/dJHixpPcI38

Комментарии