обзор LP Lew Tabackin “Dual Nature”
Всем привет! К своему стыду, должен признаться, что довольно долгое время американский музыкант Lew Tabackin был мне известен только как один из основателей и солистов популярных (в узких кругах) джазовых формаций Toshiko Akiyoshi – Lew Tabackin Big Band и Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra featuring Lew Tabackin.
Ну а по-настоящему я открыл для себя этого музыканта, лишь когда
совершенно случайно приобрёл себе одну из его сольных работ. Причём куплена
та пластинка была исключительно под влиянием неких патриотических чувств
- имя и фамилия артиста вызывали у меня
явные ассоциации с выходцами с
бескрайних просторов Российской
империи.
Слава богу, что вместо балалаек, цыган и хава нагила (признаюсь, я немного опасался услышать очередной опус «а-ля рус») прозвучал отличный, современный
джаз в исполнении яркого,
интересного и ни на кого не похожего музыканта.
И вообще - оказалось
что дискография Lew Tabackin насчитывает несколько десятков очень даже неплохих пластинок,
записанных им в качестве лидера и заслуживающих самого пристального внимания. И об одной из таких вот его работ - LP “Dual Nature” я и
хочу сегодня поговорить.
Записанный в Голливуде
в 1976 году, альбом был издан сперва на небольшом частном лейбле из Америки “Inner City Records” в 1978, а через год - на таком
же небольшом, но уже японском “Insights”.
Интересно, что оба эти издания не только совершенно по разному оформлены, но и даже имеют разную нумерацию
сторон. У меня в коллекции японская версия, выбранная в основном исключительно
по субъективным причинам – чисто внешне мне больше понравился её
дизайн конверта.
Так что спешу успокоить
тех, кто захочет приобрести себе этот релиз – оба варианта самые что ни на есть
оригинальные, да и звучат практически
одинаково (разве что японский более
качественно сделан и как правило бывает
в лучшем состоянии).
Между прочим, “Dual Nature” –
тот нечастый случай, когда название альбома
полностью отражает его содержание. Пластинка как бы состоит из двух частей
– в трёх пьесах на первой стороне LP Lew Tabackin играет на
тенор-саксофоне, а в ещё трёх
на второй - на флейте.
Будучи замечательным тенор-саксофонистом и считаясь при этом одним из лучших флейтистов за всю историю
джаза, Lew на “Dual Nature” в полной мере продемонстрировал эти обе ипостаси своего таланта. А помогали ему в этом трио музыкантов в
составе пианиста Don Friedman, контрабасиста Bob Daugherty и барабанщика Shelly Manne.
Но Lew Tabackin убедительно демонстрирует,
что он в полной мере владеет всем
современным техническим арсеналом саксофониста и умеет его грамотно использовать, находя порой
совершенно нестандартные ходы в своих соло.
Знаменитая баллада “My Ideal”впервые была записана в далёком 1930
году, а с середины сороковых прочно вошла в репертуар многих джазменов – подсчитано, что она записана на
релизах аж 137 исполнителей в диапазоне от JimmY Dorsey до
Kenny Barron.
В нашей версии хотел бы отметить очень интересно
организованные партии саксофона и великолепную игру барабанщика – в очередной
раз поражаюсь умению Shelly Manne тонко и изящно вести
тему, успевая в то же время и солировать самому и обыгрывать соло других
музыкантов.
И завершает первую сторону пластинки ещё один классический
джазовый стандарт – пьеса великого американского композитора Irving Berlin с очень
характерным названием “Russian Lullaby”(не удивительно, если учесть что Irving родился в городке Толочин Могилёвской губернии –
возвращаясь к выходцам из бескрайних
просторов…).
Исполнение
известнейшего хита музыканты
квартета построили на контрасте –
спокойные и сдержанные контрабас с
фортепиано удивительным образом сочетаются с
яростными и неудержимыми
барабанами и саксофоном. В общем – лёд и пламень.
Вторая сторона нашего релиза
начинается с баллады известного американского джазового пианиста и
композитора Bill Mays под названием“Euterpe”.
Игра музыкантов демонстрирует
практически академическую подготовку не
только самого Tabackin (понятно,
что к нему это относится в первую очередь), но и остальных участников записи -
данное исполнение совершенно уместно выглядело бы и на каком-нибудь фестивале камерной музыки.
Пьеса “Yellow Is Mellow” , специально написанная для Lew Tabackin его женой -очень интересной пианисткой, композитором и аранжировщиком Toshiko Akiyoshi –пожалуй что одна из лучших композиций на этой пластинке.
Красивая и запоминающаяся мелодия, неожиданные соло пианиста
в духе Thelonious Monk, невероятно виртуозная и тонкая
игра флейтиста, фундаментальный и надёжный, но при этом совершенно не
монотонный бас, и великолепные барабаны – что ещё надо для удовольствия простому
любителю джаза?
А заканчивается
пластинка известнейшим стандартом популярного американского композитора Harold Arlen,
сыгранным музыкантами квартета в быстром
темпе, энергично, с
настроением и драйвом.
Пианист отлично аккомпанирует, ведя мелодию и успевая при этом играть оригинальные соло,
барабанщик резвится от души, выдавая
головокружительные сбивки, и даже контрабасист позволяет себе немного похулиганить.
Ну а флейта – флейта снова творит чудеса.
Всех участников записи – кстати, весьма разных и по
возрасту, и по стилю, да и по своему
статусу объединяет то, что каждый из них до этого успел поработал с Lew Tabackin в разных
проектах (что не могло не сказаться благотворно на звучании “Dual Nature”).
А контрабасист Bob Daugherty, в принципе, вообще может
считаться этаким “семейным”
музыкантом четы Tabackin - Akiyoshi. Я думаю, что
у супругов нет ни одного проекта, в котором они обошлись бы без его участия.
Bob Daugherty отличает спокойная,
надёжная, уверенная в себе - я бы даже
сказал “экономная” манера игры, удивительным образом сочетающаяся с совершенно непредсказуемыми и
парадоксальными сольными партиями. Кстати, Bob–
выходец из большой и очень музыкальной семьи – среди его родственников столько профессиональных
музыкантов, что, собравшись все вместе, они могли бы создать небольшой оркестр.
Музыкальная карьера ещё одного участника записи – пианиста Don Friedman началась ещё в середине
50-х на западном побережье и его первыми партнёрами стали Chet Baker, Buddy DeFranco, Shorty Rogersи другие музыканты, стоявшие у истоков West Coast Jazz.
За более чем полувековую карьеру (а умер пианист в прошлом году) Don записал множество очень
интересных сольных работ (я бы особо
отметил пластинки, выпущенные им на “Riverside” и “Steeple Chase”) и
успел поработать со многими известными
исполнителями.
Характерной чертой Friedman было
умение одинаково хорошо играть в совершенно разных джазовых стилях - от классического хард-бопа до современного
авангарда.
Конечно “Dual Nature”– это авторский проект
самого Lew Tabackin, но я считаю, что на этой пластинке есть ещё один
лидер. И, конечно же, это замечательный
барабанщик, настоящая джазовая
легенда Shelly Manne.
В каком-то смысле можно сказать, что “Dual Nature”является
бенефисом Shelly. И
дело не в том, что его там много, или что своей игрой Manne перетягивает одеяло
на себя – просто на этой записи
барабанщик явно в ударе. Такого сочетания опыта и мастерства, энергетики и
драйва, чувства меры и тонкого вкуса как
в этой его работе - надо ещё поискать.
Возможно, что представители этой волны и не достигли вершин John Coltrane, Miles Davis и Thelonious Monk, но
свой немалый вклад в развитие джаза они безусловно внесли. Такие имена как Herbie Hancock, Randy Brecker, Gary Burton и многие другие сейчас хорошо известны пожалуй что
каждому любителю джаза. И я считаю, что Lew Tabackin занимает среди них далеко не
последнее место.
Родившись в 1940
году в довольно бедной семье, Tabackin довольно поздно – лишь в
двенадцатилетнем возрасте начал
заниматься музыкой. Причём инструмент был выбран им совершенно случайно – по
льготной программе обучения для неимущих
вакансия была только на курс флейты, и других вариантов (а сам он хотел научиться играть на кларнете)
у мальчика просто не было.
В 15 лет, заинтересовавшись джазом, Lew начинает
самостоятельно осваивать тенор-саксофон,
а в 1965, закончив Филадельфийскую консерваторию и отслужив в армии США, Tabackin переезжает
в Нью-Йорк,
где и начинается его музыкальная карьера. Он играет в больших оркестрах,
возглавляет своё трио, много работает
с самыми разными джазовыми
музыкантами.
В один из дней 1968 года Lew Tabackin оказывается
на одной сцене с пианисткой из Японии Toshiko Akiyoshi. Молодые люди
вскоре поженились и создали творческий тандем,
который уже не одно десятилетие радует и поклонников и музыкальных
критиков своими многочисленными и очень интересными проектами.
Блестящая
академическая подготовка музыкантов сочетании с несомненным талантом и
даром импровизации создали совершенно уникальную манеру игры. Это очень самобытный, виртуозный,
использующий все возможности инструмента и
весь технический арсенал исполнителя, сложный композиционно и ритмически
стиль Lew Tabackin в
полной мере проявился на “Dua lNature”.
Ну а в сочетании с
отличным музыкальным материалом и замечательной игрой остальных участников
записи, мы в результате получили интереснейшую пластинку, способную
заинтересовать многих любителей
джаза.
И мой традиционный рейтинг :
Музыка – 5
Звук – 5(к моему удивлению, американская
запись и японский мастеринг вместе дали отличный результат)
Оформление – 5 (и качество материалов и дизайн – по
мне всё отлично)
Доступность – 4 (на аукционах нашёл 5 предложений от 10 до 12 у.е. но
почему- то только американские издания)
На сегодня пожалуй что всё. Читайте и смотрите мои обзоры.
Слушайте джаз.
Ссылка на видеообзор https://youtu.be/dJHixpPcI38
Комментарии
Отправить комментарий